Отображать:
Сортировка:
Формат:

Голсуорси Джон

Голсуорси Джон
Дата рождения
14 августа 1867
Дата смерти
31 января 1933

Голсуорси (Galsworthy) Джон (14 августа 1967, Кингстон-Хилл, графство Суррей — 31 января 1933, Гроув-Лодж, Хэмпстед), английский писатель. Первый президент Пен-клуба (1921), международной ассоциации литераторов. Награжден орденом «За заслуги» (1929), Нобелевская премия (1932).

Родился в семье состоятельного юриста. Окончил привилегированную школу в Хэрроу, изучал юриспруденцию в Оксфордском университете, но вопреки воле семьи не стал заниматься адвокатской практикой. Решение воспротивиться семейным традициям отчасти было подсказано пережитой будущим писателем личной драмой, которая нашла отголоски во многих его произведениях: романом с женой его двоюродного брата Адой, после долгих злоключений и страданий оставившей своего мужа и вышедшей замуж за Голсуорси. По окончании университета (1867) он в течение двух лет путешествовал. В 1890 совершая морское путешествие, познакомился с Дж. Конрадом, с которым сохранил дружеские отношения на долгие годы.

Литературный дебют

Дебют Голсуорси, сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds), состоялся в 1897, но впоследствии писатель, недовольный этой книгой, скупал и сжигал ее нераспроданные экземпляры. Настоящим началом своей литературной деятельности он считал книгу рассказов «Человек из Девона» («Man from Devon'", 1901), в котором впервые появляется один из представителей семейства Форсайтов, ставших основными героями зрелого творчества писателя. Его новеллистика отмечена глубоким психологизмом, лиричностью, нередко острой гротескностью, и представляет собой, как правило, этюды к масштабному полотну социальной жизни. Писатель создавал его, строго следуя традициям классического реализма, сыгравшим решающую роль в становлении его таланта.

Ранние произведения

Среди его ранних произведений выделяется роман-памфлет «Остров фарисеев» («The Island Pharisee», 1904, русский перевод — 1926), опубликованный под его настоящим именем (предыдущие четыре книги выходили под псевдонимом Джон Синджон — John Sinjohn). В романе поднималась одна из главенствующих тем всего его творчества: моральная черствость, которая приводит к деградации личности. Еще раньше, в 1900, был опубликован роман «Вилла Рубейн» («Villa Rubain», русский перевод — 1908), книга о жестокой судьбе художника, которого не понимает и не принимает буржуазное общество, — сюжет, также имеющий в творчестве Голсуорси многочисленные творческие версии. Признание пришло к писателю в 1906, когда была поставлена его драма «Серебряная шкатулка» ('The Silver Box», русский перевод — 1925).

Драматургия

Драматургия Голсуорси (свыше 30 пьес, собранных в издании «Collected Plays», 1930) в основном затрагивает социальную проблематику и нередко носит иллюстративный характер. Пьеса «Борьба» («Strife», 1909) непосредственно затрагивает классовые антагонизмы и проникнута сочувствием писателя к обездоленным и угнетенным. Постановка драмы «Справедливость» («Justice», 1910) вызвала бурную полемику, увенчанную парламентским актом, который способствовал улучшению содержания арестантов в тюрьмах. Его драмы, имевшие большой успех при первых постановках, были слишком тесно связаны со злобой дня и большей частью не пережили своего времени. Однако именно они принесли Голсуорси славу, упроченную его романами.

Литературное кредо

Собственное понимание писательского призвания Голсуорси изложил в ряде статей, среди которых особенно важны «Литература и жизнь» («Literature and Life», 1930) и «Создание характера в литературе» («Creation of Character in Literature», 1931). Задачей писателя он называет «стремление к правде». Отвергая веяния авангардистского и экспериментального искусства, Голсуорси назвал себя «безнадежно старомодным», так как по-прежнему дорожил уроками реалистической классики, прежде всего исключительно высоко ценимых им Тургенева и Толстого. В литературе его приоритетами оставались «стройность, отбор, форма и извлечение из жизни некой морали». В то же время ему были чужды влиятельные в его эпоху доктрины натурализма: творчество он понимал не как стремление к «научности» и достоверности, что сродни документу, но как способность создавать жизненно убедительные характеры и прослеживать всю сложную гамму отношений в обществе: частная судьба выявляется в соприкосновении с «огромным, бурлящим действом» действительности.

Форсайты

Эти принципы наиболее последовательно воплощены Голсуорси в «Саге о Форсайтах» («The Forsyte Saga», закончена в 1922, русский перевод — 1930, телесериал 1967), которая стала делом его жизни. Она включает романы «Собственник» («The Man of Property», 1906), «В петле» («In Chancery», 1920), «Сдается в наем» («То Let», 1921) и две интерлюдии, связывающие эти повествования. Второй цикл романов о Форсайтах носит общее заглавие «Современная комедия» («Modem Comedy») и также включает три романа: «Белая обезьяна» («The White Monkey», 1924). «Серебряная ложка» («The Silver Spoon», 1926), «Лебединая песня» («Swan Song», 1928) и две интерлюдии.

Основной конфликт этого эпического произведения определен в авторском предисловии. Изображая несколько десятилетий семейной хроники, Голсуорси постоянно возвращается к мотивам глубокого духовного разлада, когда на разных этических полюсах оказываются родные братья и дети восстают против отцов. Почва конфликта неизменна: забота о преумножении собственности и о ложно понятом общественном престиже порождает безликость бытия и уродует личность, бунтующую, но чаще всего в итоге смиряющуюся, когда она убеждается, что «удар молнии» — любовь, прикосновение к Красоте, ассоциирующейся с искусством, — не может переменить порядок вещей в мире. «Набеги Красоты и посягательства свободы на мир собственников» — главный сюжетный узел повествования. Действие развернуто на сломе эпох: конец викторианского века, Первая мировая война, пропитанные радикализмом 1920-е гг.

Потомки строителя-подрядчика, Форсайты уверенно завоевывают для себя место в английской социальной иерархии, становясь столпами общества. Но этот успех достигнут ценой невосполнимых потерь. Фарисейство, сухой практицизм, кастовая спесь, рассудочность, убивающая живое чувство, — эти родовые черты передаются из поколения в поколение, пока на смену им не приходит по-своему столь же опустошительное равнодушие к традициям и заветам, жажда сиюминутного наслаждения. Иллюзорность достигнутого общественного положения и растраченная впустую жизнь незаурядных от природы людей, «нетипичных форсайтов» — оба эти мотива прошли через весь многотомный форсайтовский цикл, придавая ему единство тона и настроения. В интерлюдиях лирическая тема звучит особенно настойчиво, окрашивая драматизмом все повествование.

Летопись семьи становится и хроникой эпохи, очерчивается единая тема — банкротство определенного мироощущения, этики, социальной психологии, которое свидетельствует о глубине и значительности исторического перелома. Подобное художественное решение выглядело глубоко старомодным и неубедительным в глазах враждовавших с Голсуорси представителей модернистского направления — Д. Г. Лоренса, В. Вулф. Однако оно достаточно органично для эстетики реализма 20 в.: эпос Голсуорси имеет несомненное сходство с произведениями Т. Манна («Будденброки», 1900), Р. Мартена Дю Гара («Семья Ти6о», 1940), с другими книгами, ориентированными преимущественно на развитие традиций Бальзака и Толстого, понятых как непревзойденные живописцы социальной жизни.

Объективность Голсуорси в сочетании с тонкостью психологической нюансировки и богатством стилистики помогли ему воплотить в своей главной книге «долгую борьбу чувств, долгое унижение духа, долгую, трудную страсть и долгие усилия приучить себя к отупению и равнодушию», запечатлеть «жизнь со своим жаром, и холодом, и горечью».

В последние годы писатель создал третью трилогию «Конец главы» («End of the Chapter», 1934), включающую романы «Девушка ждет» («Maid in Waiting», 1931), «Цветущая пустыня» («Flowering Wilderness», 1932) и «Через реку» («Over the River», 1933). Будущее страны связывается в ней с другим более старым типом семьи, с «большим чувством традиции и долга, чем Форсайты». Обедневшими наследниками дворянского рода Чэреллов, дальних родственников Форсайтов, движет не инстинкт собственности, а «инстинкт служения» — атрибут сознания традиционного. Героиня трилогии с чисто английским чувством юмора, с прямым, но сдержанным характером приносит любовь в жертву долгу перед семьей, ради возрождения традиционного, укорененного в земле уклада жизни.

Подводя итог своему творческому пути, Голсуорси в лекции, которую готовился произнести при получении Нобелевской премии, задавался вопросом: «Я создал в книгах своего рода мир, но похож ли он на мир, в котором мы живем?»

А. М. Зверев

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Автор 44

Собственник
Собственник
Голсуорси Джон
ru
2010 г
The Silver Spoon
The Silver Spoon
Голсуорси Джон
en
2006 г
Последнее лето Форсайта / Indian Summer of a Forsyte (+MP3)
Последнее лето Форсайта / Indian Summer of a Forsyte (+MP3)
Голсуорси Джон, Лорие Мария Федоровна
ru
2012 г
Сага о Форсайтах. В петле. Книга для чтения на английском языке
Сага о Форсайтах. В петле. Книга для чтения на английском языке
Голсуорси Джон
en
16+
2015 г
В петле
В петле
Голсуорси Джон
ru
2010 г
Interlude: Passers By
Interlude: Passers By
Голсуорси Джон
en
2006 г
Яблоня / The Apple-Tree
Яблоня / The Apple-Tree
Голсуорси Джон
ru
2010 г
To Let
To Let
Голсуорси Джон
en
2006 г
Сага о Форсайтах. Сдается внаем. Книга для чтения на английском языке
Сага о Форсайтах. Сдается внаем. Книга для чтения на английском языке
Голсуорси Джон
en
16+
2015 г
Interlude: A Silent Wooing
Interlude: A Silent Wooing
Голсуорси Джон
en
2006 г
On Forsyte ‘Change
On Forsyte ‘Change
Голсуорси Джон
en
2006 г
Interlude: Awakening
Interlude: Awakening
Голсуорси Джон
en
2006 г
Серебряная ложка
Серебряная ложка
Голсуорси Джон
ru
Сага о Форсайтах
Сага о Форсайтах
Голсуорси Джон
ru
1922 г
Совесть
Совесть
Голсуорси Джон
ru
2008 г
В ожидании
В ожидании
Голсуорси Джон
ru
2007 г
Серебряная ложка
Серебряная ложка
Голсуорси Джон
ru
Интерлюдия. Пробуждение
Интерлюдия. Пробуждение
Голсуорси Джон
ru
Интерлюдия. Последнее лето Форсайта
Интерлюдия. Последнее лето Форсайта
Голсуорси Джон
ru
The White Monkey
The White Monkey
Голсуорси Джон
en
2006 г
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Только зарегистрированные читатели могут оставлять свои отзывы. Войти
У вас еще нет аккаунта? Регистрация

Другие произведения в жанрах

Эксперимент профессора Роусса
Аргентинец
Тайны войны
Английский словарь для начальной школы
Ханский огонь
Ночлег