Любовь (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Николай Ростов, Соня, княжна Марья)

 

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.

А.П. Чехов

 

Любовь — это великое чувство, которое убивает разум. И это высокое чувство дарует высокое счастье, а счастье любить дано не каждому. Любовь спасает души, делает счастливыми тех, кто ищет любви, кто достоин ее. Само слово «любить» ассоциируется со светом, духовной чистотой и гармонией. Любит только духовно развитая личность. Ничего не появляется само собой, так и любовь. Она не может возникнуть из ничего.

Любовь в романе «Война и мир» раскрывает характеры многих персонажей. Когда товарищи Николая Ростова «шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился». Николай был выше этого, у него даже в мыслях не было жениться на деньгах княжны Марьи или Жюли. Он не Борис и не Анатоль.

Ростов был честным человеком и любил Соню. А ведь как раз честные люди страдают и мучаются угрызениями совести, когда к ним приходит уже зрелая любовь на смену той, которую они испытывали в отрочестве, юности.

Анатоль Курагин, который вообще не знает, что такое испытывать чувство любви, сватаясь к княжне Марье, конечно не испытывает никаких чувств по отношению к ней. Но он женился бы на княжне, точнее, на деньгах ее отца, ее имени, не мучая себя сомнениями.

Из всего этого вытекает вывод: плохим человеком быть легче, чем хорошим. Верно ли это? Перед нами есть живой пример Элен. Она и князь Анатоль, как бы неживые герои романа, потому что плохим людям, бездуховным, просто не даны многие радости, доступные хорошим и одухотворенным. Никогда в жизни Анатоль не испытывал того чувства, которое охватило Николая Ростова в церкви при виде молящейся княжны Марьи, — это чувство нужно заслужить духовной работой. Мне жаль Элен и князя Анатоля. Существуя в своем безнравственном и холодном мире, они даже представить себе не могут, какое это счастье — любить. Эти люди прекрасны внешне, но если заглянуть им внутрь, в их души, то мы не увидим там ничего, потому что там пустота.

Николай не любил задумываться. Он был человеком простым, не любил рассуждать, «затем в гусары и пошел». Даже когда царь отказался оправдать Денисова — Ростов предпочел остаться нерассуждающим солдатом: подчиниться царскому слову и пить, чтобы не задумываться. На войне он твердо знал, «что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие…». Он даже отрицал всякого рода умствования: «В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого не любил он князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью…».

Однако он ценил это «выражение высшей, духовной жизни» в своей сестре. Именно поэтому он был поражен Наташиным пением в вечер рокового проигрыша и любовался ею, когда она так танцевала у дядюшки. Его чувство к Соне вспыхнуло в нем, когда та была похожа на Наташу, - на святках, в морозную ночь.

Сам того не подозревая, Николай искал женщину, жившую духовной жизнью. Такой оказалась княжна Марья, встретившаяся с ним на военной дороге. Но Николай чувствовал себя несвободным, так как дал слово Соне. Николай хотел понять, что влечет его к княжне Марье, и боялся, что это деньги. Поэтому он сердился, когда его друзья подшучивали над его знакомством с Болконской. И именно поэтому, встретившись с княжной Марьей во второй раз, — в Воронеже, «Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось».

До встречи с княжной Марьей в Воронеже, «где мужчин не было никого, кто бы сколько-нибудь мог соперничать с георгиевским кавалером, ремонтером-гусаром и вместе с тем добродушным и благовоспитанным графом Ростовом», Николай ведет себя развязно и пошло.

Когда губернаторша сказала, что его хочет видеть важная дама, племянницу которой он спас, Николай ответил: «Мало ли я их там спасал!» Но как только он понял, что речь шла о княжне Марье, он покраснел. «При упоминании о княжне Марье Ростов испытывал непонятное для него самого чувство застенчивости, даже страха».

Тогда у него в мыслях не было, что это любовь. Но «Николай вдруг почувствовал желание и необходимость рассказать все свои задушевные мысли…этой почти чужой женщине» - воронежской губернаторше. Примечательно, что Пьер Безухов вслух о своем чувстве любви к Наташе говорит не просто незнакомому человеку, а французскому офицеру в Москве, отданной Наполеону. Это великое чувство любви заставляет героев совершать такие непредсказуемые поступки.

Много причин тому, что не сложилось счастье Николая и Сони. Одна из причин — война, задержавшая Николая в полку и столкнувшая его с княжной Марьей. Также виной тому была его мать, мешавшая этому браку, и воронежские дамы, которые решили женить графа Ростова на княжне Болконской. Но, думаю, главной причиной разрыва Николая с Соней — характер обоих, так как нигде так полно не раскрывается характер человека, как в любви.

Кажется, что Ростов преобразился после встречи с княжной Марьей, но «с несвойственной ему проницательной наблюдательностью замечал все оттенки характера княжны Марьи…». Но он остался собой: «Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться в том, хорошо ли то, что признано всеми хорошим», так и теперь он поддался влиянию воронежских дам.

«Мне часто в голову приходило, что это судьба» — сказал Николай губернаторше. Для Ростова характерно полагаться на судьбу. Однако его мучает мысль о Соне, ему приятно слышать слова, которые он не хотел бы слышать от матери, — о бедности Сони, о невозможности их брака. Он казнит себя и презирает, но знает, что ничего не изменить.

А княжна Марья ничего не знает о Соне. В то время она не позволяла себе думать о своих личных мечтаниях и надеждах (умер ее отец, был ранен ее брат). Поэтому «не радостное, но болезненное чувство», овладело ею, когда опять появился Ростов, и она решает держать себя с ним сдержано.

Но все это рушится, лишь стоит им увидеть друг друга. «Полным достоинства и грации движением она с радостной улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и заговорила голосом, в котором первый раз звучали новые, женские грудные звуки».

Мадмуазель Бурьен с изумлением смотрела на княжну Марью. Она может принарядить себя бантиками и прической, но она, к сожалению, не знает, что ничего человека не преображает так, как любовь.

Рассказывая о княжне, Толстой говорит о той внутренней духовной работе, которая делает человека прекрасным. Красота княжны Марьи заключалась в ее страданиях, стремлении к добру, в ее склонности обвинять и упрекать только себя.

Соня преданно любила Николая — но в ней самой не было духовного огня, который переполнял Наташу и княжну Марью. Соня была своя, понятная, близкая — именно поэтому Николай не мог восторженно любить ее. Княжна Марья была далека, и поэтому «он не понимал ее, а только любил».

В любви всегда должно оставаться что-то непонятно. Ведь то, что чувствовал Николай: «существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которых он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам» — такое же чувство владело Пьером, когда он понял, что любит Наташу, и Левиным в его любви к Кити; это чувство необходимо для любви, хотя иногда оно бывает обманчиво.

У Толстого нет счастливых исходов всех жизненных невзгод. Его герои далеко не всегда получают заслуженное счастье.

«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (слова Пастернака). Эта мысль кажется естественной и простой, пока не вдумаешься в нее. Каждый, полюбив, думает, что это то самое единственное чувство, которое носит название любовь. Но она у каждого своя; и один человек может любить по-разному в разные годы своей жизни. Да и нельзя вполне раскрыть любовь, описать ее. Любовь можно только чувствовать.

 

 

Рецензия

В работе достаточно много верных и точных характеристик героев, уместных цитат. Однако автор несколько удалился от темы, сделав акцент на самих героях, а не сосредоточившись на их чувствах. Можно было бы сюжетные любовные линии рассмотреть более подробно.

В сочинении достаточно четко сохранен принцип композиции, соразмерности и связности частей. Однако в заключении не содержится выводов из основной части. Автор выбрал уместный эпиграф, который актуализирует содержание работы.