Прекрасные женские образы русской литературы

Красота — категория вечная. Когда-то великий русский мыслитель Ф. М, Достоевский провозгласил, что “красота спасет мир”. Но красота всегда понималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она сливалась в их представлении с добром, истиной, справедливостью. В пьесе Чехова “Дядя Ваня” доктор Астров, как и многие другие герои, преклоняется перед красотой Елены Андреевны. Именно Астрову принадлежат знаменитые слова: “В человеке все должно быть прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли”. И именно поэтому Елена Андреевна не может быть идеалом: она живет праздной жизнью, которая не может быть чистой.

Многие русские писатели пытались создать идеальный образ женщины. С глубокой нежностью А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” говорит о Татьяне Лариной, рисует ее “милые” привычки, характер, говорит о ее воспитании. В романе появляется героиня, которую автор называет “милым идеалом”, которой он восхищается, которую любит. Чистота и благородство, мечтательность и восторженность натуры, глубокая любовь к русской природе отличают ее от остальных персонажей романа. Недаром А. С. Пушкин говорит читателям: “...Очень я люблю Татьяну милую мою”. Татьяна вовсе не красавица, в отличие от своей сестры Ольги:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей...

И в то же время, даже оказавшись в Петербурге за одним столом с блестящей Ниной Вронскою, знаменитой столичной красавицей, Татьяна ничем не уступает ей. Прелесть пушкинской героини — в ее душевном благородстве, уме, простоте, богатстве внутреннего содержания. Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, Пушкин и в ее характере и поведении подчеркивает прежде всего простоту, безыскусственность, видя прелесть Татьяны в том, что она

...любит без искусства.

Послушная влеченью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес озарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным...

Главное свойство Татьяны — ее высокое благородство, чувство долга, которое берет верх над самыми сильными ее душевными чувствами. Неспособность к обману, к сделкам с собственной совестью — вот что делает Татьяну особенно привлекательной для меня.

Для Л. Н. Толстого красота — это прежде всего “чистота нравственного чувства”. Писатель оценивает людей по критериям нравственности. А потому самые злые чувства вызывает в авторе красавица Элен. Зато одним из самых обаятельных женских образов в романе “Война и мир” становится образ Наташи Ростовой. Эта непосредственная, полная жизни девушка удивительно тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусства, природы. Толстой связывает необычайность Наташи с влиянием на ее воспитание и развитие народной среды. Ей в высшей степени присуще чувство близости ко всему русскому и к простым людям, и к народным обычаям, песням, обрядам. В доме своего дядюшки, после охоты, Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть простоты, скромности обстановки и удивительных качеств самого дядюшки и Анисьи Федоровны с ее русской степенностью и скрытым душевным огнем. Ее пленяют напевы балалайки и гитары, народные песни и танцы. “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная француженкой, этот дух, эти приемы?” — задает вопрос писатель и сам же всем романом отвечает на него: Наташе они были присущи всегда. Душа Наташи открыта для всех радостей жизни. И когда приходит пора любви, девичьи мечты и жажда счастья воплощаются в таких искренних и естественных формах, что невольно любуешься всем, что говорит и делает героиня романа.

Всем сердцем воспринимает Наташа и общенародное горе, не рассуждая, не обращая внимания на высокопарные патриотические лозунги. Именно она добивается того, чтобы подводы Ростовых были отданы раненым, потому что ей чуждо все эгоистическое.

В эпилоге романа Наташа будто бы и не похожа на себя. Она перестала петь, перестала следить за своей внешностью, располнела и целиком отдалась заботам о муже и детях. Но в этом и есть, по мнению Л. Н. Толстого, вся Наташа, но только на новом, более высоком этапе жизни. Героиня романа так же искренне, как и прежде, отдается своему чувству, только теперь ее чувства поглощены семьей. Она и не должна, по мнению писателя, интересоваться политикой. Женщина вообще, как считал писатель, не должна жить разумом, чуткость и душевность заменят ей деятельность ума. Наташа в полной мере воплощает представления А. )Н. Толстого об идеале женщины.

Совсем другим видит свой идеал Н. А. Некрасов. В поэме “Мороз, Красный нос” в образе Дарьи он раскрывает свое понимание народного идеала и воспевает русскую крестьянку. Дарья — героическая русская женщина, “величавая славянка”, чей характер складывался веками и приобрел многие удивительные свойства:

В игре ее конный не словит,

В беде — не сробеет, — спасет...

И голод и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна...

В образе Дарьи воплощена русская природа, русская поэзия, лучшие черты народа, великое ощущение собственного достоинства, долга, материнства. В поэме “Русские женщины” Н. А. Некрасов говорит о прекрасных дворянках, женах декабристов Трубецкого и Волконского, которые приняли решение последовать за мужьями в Сибирь. Они не останавливаются перед трудностями, верные чувству долга, и готовы бросить все, что им дорого, ради того, чтобы поддержать своих отверженных мужей.

Удивительно прекрасны женщины в романах И. С. Тургенева. Наиболее близка мне Елена Стахова, героиня романа “Накануне”. И. С. Тургенев подчеркивает благородный нравственный смысл исканий Елены. Мелочность интересов и пустота жизни многих персонажей романа тяготят Елену. Ее волнуют не отвлеченные идеи добра и красоты, а желание полезной людям деятельности. Героиня романа мечтает о героической жизни. Еще не зная Инсарова, она поражена рассказом о молодом болгарине — участнике борьбы за освобождение родины от владычества турок. “Освободить свою Родину! — промолвила она. — Эти слова даже выговорить страшно, так они велики”. Любовь спасает Елену от пустоты обыденного существования, освещает ей путь к истинному счастью. Эта любовь становится и великой дружбой, поиском единомышленника. Елена не только способна выдержать все испытания, о которых предупреждает ее Инсаров, она делает больше: после смерти любимого она уезжает в Болгарию, где продолжает его дело.

Конечно, рассказать о всех прекрасных женских образах, созданных в произведениях русских писателей, в одном сочинении невозможно. Важно одно — художники слова всегда понимали истинную красоту как союз красоты внешней и внутренней, совмещение в человеке лучших качеств, и это по сей день остается великим напоминанием всем людям.