Арский Павел Александрович. Биография

Дата рождения: 26 октября 1886 года. Дата смерти: 20 апреля 1967 года.

Арский Павел Александрович (1886-1967) - автор псковской пьесы "Атаман Булак-Балахович". М.-Л., 1929.

Арский Павел Александрович (1886, дер. Королёво Смоленской губернии, -1967, Москва) - большевистский советский писатель. Настоящая фамилия - Афанасьев. Пролетарского происхождения. Член партии большевиков с 1918 г. Участник революционного движения (с 1905 г.). Участник погрома ("взятия") Зимнего дворца в октябре 1917 г. и свержения демократического Временного правительства. Актёр. Активист "Пролеткульта". Сотрудник псковской большевистской газеты "Набат", затем служащий центральной советской газеты "Правда" ("правдист"). Награжден двумя советскими орденами, а также медалями. Автор поэтических и прозаических сочинений: сборники стихов "Песни борьбы" (1918), "Серп и молот" (1925); сборники рассказов, роман "Человек у конвейера" (1929); пьеса "Атаман Булак-Балахович". М.-Л. 1929 и др. Одно из его стихотворений накануне октябрьского переворота было одобрено в личной беседе Лениным (В. Ульяновым) и рекомендовано к печати в качестве солдатской агитки. Ему также приписывают авторство слов известной песни "В парке Чаир распускаются розы".

Пролетарское происхождение, малое образование (два класса церковно-приходской школы) и революционная деятельность не помешали П. А. Арскому  проявить себя в поэзии, удачно заняться актёрством и жениться на представительнице бывшего высшего сословия, сопричастной литературной советской богеме.

Как сообщает по этому поводу в своих мемуарах внучка П. А. Арского: "Особенно меня интересовал отец моей бабушки Анны Михайловны - Михаил Федорович Федин, служивший казначеем в Мраморном дворце у великого князя Константина Константиновича - внука императора Николая I, двоюродного дяди последнего российского императора Николая II, видного общественного и государственного деятеля, известного поэта К.Р. До революции Федины жили в Мраморном дворце, в Служебном доме. Бабушка иногда вспоминала о своей жизни во дворце (при этом, умоляя меня все держать в строгой тайне)... Весной 1918 г. по распоряжению советской власти и лично В.И. Ленина все обитатели Мраморного дворца - и хозяева (часть из них уже находилась в ссылке), и служащие вынуждены были покинуть его, а вскоре Михаил Федорович и его старший сын Федор были арестованы и расстреляны" (Арская Н. "Родные лица". Гл. 1. [Электронный ресурс]: Журнал "Проза. Ру". 2007 г. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2007/10/24/289

С такой "родословной" П. А. Арскому надо было особо стараться на ниве революционной поэзии, но всё же и ему пришлось на одно время сбежать от "красного террора" из Петрограда в провинцию, в том числе в Псков, где у четы Арских наличествовали некоторые родственные связи. В вышеуказанных мемуарах это поясняется так: "Из рассказов бабушки Анны Михайловны помню, что у них был родственник, кажется, ее дядя - крупный лесопромышленник, имевший владения в Псковской области. После революции он сгинул в ЧК. Были у них еще какие-то близкие родственницы: у одной муж служил в Белой армии, у другой - сын-юнкер участвовал в защите Зимнего дворца в памятную ночь 25 октября 1917 г… Из такой "неблагонадежной" семьи (как тогда говорили, "бывших") была моя бабушка Анна Михайловна, и, женившись на ней в самый разгар красного террора, дед рисковал не только карьерой, но и жизнью, впрочем, они оба ходили под дамокловым мечом. Думаю, дед специально написал пьесу "Конец Романовых", чтобы еще раз продемонстрировать новой власти свое негативное отношение к царской семье и старому режиму, и также не случайно они уезжают с глаз долой из Ленинграда на периферию - сначала в Псков, а потом в Харьков" (Арская Н. Родные лица. Гл. 4. [Электронный ресурс]: Журнал "Проза. Ру". 2007 г. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2007/10/25/93

В этих же воспоминаниях повествуется о случае, относящемся к псковскому периоду деятельности П. А. Арского в качестве сотрудника местной большевистской газеты "Набат". В Петрограде, ведя активный образ жизни в среде советской актёрско-писательской богемы, он попросил поэта Маяковского написать стихи для псковского "Набата". Вот что из этого вышло:

"Дед, кроме всего, тогда увлекался бегами и тотализатором (возможно, так он пополнял семейный бюджет)... Любил дед также бильярд... О том, что Маяковский азартный игрок, и не только в бильярд, но и в карты, было хорошо известно всей писательской братии, так же, как и то, что он любил деньги и запрашивал огромные гонорары. Дед с ним столкнулся по этому вопросу, когда работал в "Псковском набате". Пользуясь личным знакомством по Ленинграду, он попросил Владимира Владимировича написать стихи для своей газеты. Маяковский согласился, но запросил слишком высокий гонорар. Редакция вынуждена была уступить - не каждый день у них печатаются знаменитые поэты, но миф о "глашатае революции" и человеке, "мерящем себя под Ленина", у журналистов был развеян" (Там же).

В тексте пьесы П. А. Арского "Атаман Булак-Балахович" (М.-Л. 1929) нет прямого указания на Псков. Однако время и контекст боевых действий войск атамана Булак-Балаховича, о которых речь идёт в пьесе, а также упомянутые отдельные характерные псковские реалии того времени (например - имя расстрелянного большевиками псковского старообрядческого купца Батова), позволяют заключить, что историческим местом действия пьесы является именно Псков.

И. Н. Ермолаев.

Поделиться страницей