Боровиковский Владимир Лукич. Биография

Боровиковский Владимир Лукич - Фото

Дата рождения: 4 августа 1757 года. Дата смерти: 18 апреля 1825 года.

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля (4 августа)1757 года в Миргороде, умер — 6(18) апреля 1825 года в Петербурге.

До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди — иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 — в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи.

На мировоззрение и эстетические взгляды Боровиковского оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты («Лизынька и Дашинька», 1794, «Торжковская крестьянка Христиния», около 1795, — оба в Третьяковской галерее).

За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 — советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.

Боровиковский пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. — Русский музей) Боровиковский изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой.

С начала 19 в. в работах Боровиковского (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801—02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) — энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].

Поделиться страницей