Д`Юрфе Оноре. Биография

Дата рождения: 11 февраля 1568 года. Дата смерти: 1 июня 1625 года.

Оноре д’Юрфе маркиз Вальбромэ граф Шатонёф (фр. Honore d'Urfe, marquis de Valbromey comte de Chateauneuf, 11 февраля 1568-1 июня 1625) — французский писатель XVII века.

Юрфе родом из Марселя. Получил образование в Турине. Примкнув к Католической Лиге, в 1595 г. попал в плен и начал писать свои «Epistres morales» (1598), в которых пытался приложить философские теории к событиям жизни. Когда дело Лиги окончательно было проиграно, Юрфе удалился ко двору герцога Савойского.

По расторжении брака своего брата Анна (Anne d’Urfe, тоже писатель, автор сонетов и пр., 1555—1621) Юрфе женился в 1600 г. на его бывшей жене, прекрасной и богатой Диане де Шатоморан, не столько из любви, сколько по расчету, желая поправить расстроенное состояние семьи. Брак Юрфе не был счастлив, и супруги через некоторое время расстались.

Живя при дворе герцога Савойского, Юрфе написал свой знаменитый пасторальный роман «Астрея» («L’Astree»), первая часть которого вышла в 1609 г., вторая в 1610 г., третья в 1617 г. Две последние части изданы были уже после его смерти его секретарем Бальтазаром Баро (Balthazar Baro), быть может, даже с редакционными изменениями последнего.

Содержание "Астреи"

Содержание этого огромного романа (в первых изданиях не менее 6000 страниц), сводится к истории пастушки Астреи и пастуха Селадона. Этот несложный сюжет запутан в романе до чрезвычайности введением множества вставочных эпизодов и лиц, рассказывающих свои истории и таким образом вставляющих в роман новые романы.

«Астрея» представляет собой подражание поэме испанского поэта Хорхе де Монтемайора «Диана», являющейся, в свою очередь, подражанием «Аркадии» Саннадзаро и пастушеским драмам Тассо и Гварини — «Il re Aminta» и «Il pastor fido». С «Дианой» «Астрею» сближает не только общность содержания и манеры, но и множество отдельных характерных черт: и там, и здесь находим то же обилие вставочных эпизодов, ту же смесь мифологического и христианского элемента, ту же искусственность и слащавую сентиментальность и проч.

Заслугой д’Юрфе было то, что он дал в своем романе обстоятельный анализ чувства любви в его различных проявлениях и фазисах. «Астрея», написанная в благородном, идеалистическом тоне, насквозь проникнута мыслью об облагораживающем влиянии любви и о том, что истинная любовь свойственна лишь благородным утонченным душам.

Успех и влияние "Астреи"

Роман д’Юрфе имел из ряда вон выходящий успех в течение почти всего XVII столетия и выдержал множество изданий, сокращений, переделок и подражаний. Драматические писатели черпали в нем сюжеты для своих произведений. Слава «Астреи» распространилась не только во Франции, но и во всех цивилизованных странах Европы. В 1624 г. д’Юрфе получил послание от 50 владетельных и знатных особ Германии, в котором они сообщали ему, что ими основана «Академия истинно влюбленных», причем все члены ее присвоили себе имена различных героев «Астреи», и приглашали д’Юрфе присоединиться к ним под именем Селадона. Имя «Селадон» сделалось вскоре нарицательным для обозначения верного любовника, несколько сентиментального вздыхателя.

Вообще «Астрея» сделалась школой истинной любви, истинной галантности и куртуазии, и посетители отеля «Rambouillet» были ей обязаны весьма многим. Даже когда романы г-жи Скюдери вытеснили «Астрею», ей продолжали зачитываться и увлекаться такие люди, как г-жа Севинье, Ларошфуко, Руссо.

Успех романа объясняется, во-первых, господствующим в романе идиллическим настроением, казавшимся особенно привлекательным обществу, утомленному страшными эпизодами религиозных войн и борьбы Лиги с королем; во-вторых, тем, что в нем, несмотря на искусственность фабулы и положений, чувствовалось некоторое понимание действительности и замечались намеки на современность. За вымышленными именами Селадона, Астреи, Гиласа и других читатель предполагал живых современников, в том числе и самого автора и его близких, видя таким образом в романе обширную аллегорию с реальной подкладкой.

Некто Оливье Патрю, заинтересовавшись этой подкладкой, обратился к самому автору с просьбой дать верные разъяснения аллегорического значения героев романа. Д’Юрфе обещал дать эти разъяснения через год, но не исполнил этого, так как в том же году умер (1625). Тем не менее впоследствии Патрю, на основании собственных предположений и догадок, обнародовал так называемый «Ключ к Астрее». По мнению Патрю, под именем героини романа изображена жена автора, Диана Шатоморан, под именем Селадона — сам автор (что совершенно неверно) и т. д.

В XVIII веке «Астрея» считалась самым «правильным» романом. Правильность эта заключалась главным образом в построении романа согласно правилам, установленным для драмы: в делении романа на 5 частей соответственно делению драмы на 5 действий, в делении частей на главы соответственно делению актов драмы на явления и т. п.

Издания и подражания

Главнейшие издания «Астреи» — 1637 (Париж), 1647 (Руан). Сокращенное и обновленное в смысле стиля издание «Астреи» сделано аббатом Ля-Сушэ la Souchaye (1733). В 1713 г. вышло в свет подражание Астрее: «La nouvelle Astree» (анонимное).

Пародия на "Астрею"

Среди всеобщего хора похвал, раздававшегося по адресу «Астреи», слышались отдельные голоса и против романа. Так, уже в начале XVII в. появилась пародия на «Астрею», написанная Шарлем Сорелем и озаглавленная им «Экстравагантный пастух». Она по отношению к «Астрее» играет ту же роль, какую играет «Дон Кихот» по отношению к рыцарским романам, осмеивая всеобщее увлечение пастушеским и сентиментальным жанром и показывая наглядно, до каких крайностей может довести это увлечение.

Другие произведения

Кроме «Астреи», д’Юрфе написал еще поэмы:

* «La sireine» (1611),

* «Sylvanire» (1625)

* и неизданную «La Savoysiade».

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Поделиться страницей