Эйно Лейно. Биография

Эйно Лейно

Дата рождения: 6 июля 1878 года. Дата смерти: 10 января 1926 года.

Эйно Лейно (финск. Eino Leino, настоящее имя Армас Эйнар Леопольд Лённбом, швед. Armas Einar Leopold Lonnbohm; 6 июля 1878, Палтамо, Великое княжество Финляндское — 10 января 1926, Туусула, Финляндия) — финский поэт, прозаик, драматург и переводчик, реформатор финского литературного языка.

Автор более 70 книг и первого финского перевода «Божественной комедии» Данте.

Биография

Родился 6 июля 1878 г. в доме Хёвелё в Палтаниеми (волость Палтамо) в семье старшего землеустроителя Андерса Лёнбума и его жены Анны Эмилии. Он стал седьмым и самым младшим из сыновей. Всего в семье было 10 детей. Отец Лейно принадлежал к карельскому роду Мустоненов из Липери. Родителями матери были владелец усадьбы Туокслахти, расположенной рядом с Сортавала, армейский капитан Карл Хенрик Кюрениус, в роду которого были и служители церкви, и военные. Бабушка Лейно по линии матери Эмилия Катарина Швиндт была дочерью коронного фогта, полковника из Кексгольма (ныне Приозерск).

Самый младший ребенок в многодетной семье был на особом положении. Его детство прошло в одиночестве и в окружении взрослых. С ранних лет самыми главными его спутниками были книги и мир собственных фантазий. Он довольно быстро развивался. Его брат Казимир Лейно уже успел к тому времени стать известным финским деятелем культуры. Казимира Лейно ожидало великое будущее, которое, однако, обернулось трагедией, с чем столкнулся и его младший брат Эйно в период своего расцвета.

На жизненные установки и творчество Лейно глубоко повлияло сильное чувство одиночества и сиротства, вызванное ранней смертью отца. Отец умер в 1890 г., а мать в 1895 г., когда Лейно поступил в университет. Смерть матери нанесла эмоциональную травму, которую позднее не смогли залечить никакие любовные отношения.

Школьные годы

Обособленность была одной из самых сильных жизненных установок Лейно. Бесконечные переезды с места на место, из одной квартиры в другую продолжались в течение всей его жизни, начиная с частой перемены интернатов и городов, в которых он учился. Свою учебу в школе он начал в Каяни, оттуда переехал в лицей в Оулу, а оттуда к своему брату Оскари Лёнбуму в Хямеенлинну, где он продолжил учебу в тамошнем лицее и где в возрасте шестнадцати лет сдал экзамен на аттестат зрелости.

Хотя Эйно Лейно был моложе одноклассников, он оказался бесспорным интеллектуальным лидером. Он был редактором школьной газеты «Васама» («Стрела») и проявил себя в литературе: будучи старшеклассником, он переводил на финский язык произведения Ю.Л. Рунеберга. Его школьный товарищ Ю.Э. Зидбек так характеризует социальную позицию молодого Лейно:

«Он удивительным образом умел ладить со своими товарищами и чувствовал себя вполне комфортно даже среди тех, кто на самом деле совершенно не был ему духовно близок».

Такое же мнение о Лейно позже высказывали многие люди, стакивавшиеся с ним на протяжении его жизненного пути.

Молодость

Студенческие годы Лейно начались в Хельсинкском Императорском Александровском университете, но литературный мир быстро завладел молодым многогранным талантом. Учеба была прервана, и уже в 1896 г. он выпустил два сборника стихов, Maaliskuun lauluja («Песни Марта») и Tarina suuresta tammesta («Баллада о большом дубе»). Лейно был жадным до работы, и этому качеству не было предела. Стихотворные произведения следовали одно за другим, и одновременно с этим он овладевал все новыми литературными жанрами.

Достигнув двадцати лет, он вместе со своим братом, поэтом, критиком и руководителем театра Казимиром Лейно, игравшим заметную роль в литературной жизни, основал журнал «Nykyaika» («Наше время»). Журнал был уникальным явлением в культурной жизни Финляндии того времени. Он создавался не для обсуждения языкового и национального вопросов и не имел никакой литературной программы. Он был призван стать журналом с международным кругозором и публиковать материалы, содержащие информацию, анализ и комментарии о жизни культуры и искусства. Он сообщал самые свежие новости из-за границы. Цель была довольно амбициозной, да и результат оказался на высоком уровне. Но в Финляндии это никогда не могло гарантировать журналу долгого существования. Он был закрыт год спустя, и братья Лейно вынуждены были выплачивать долги.

В 1899 г. 21-летний Эйно Лейно начал публиковать статьи по проблемам культуры в газете «Paivalehti», а в 1904 г. стал постоянным театральным критиком в газете «Helsingin Sanomat» («Хельсингин Саномат»), преемнице «Paivalehti». На этом посту он принимался за любое дело с энтузиазмом реформатора. Финский театр, любимое детище финнов, оказался в центре беспрецедентной бури страстей. Молодой театральный критик был беспощаден к Каарло Бергбуму, основателю Финского театра и его руководителю с 1872 г. Рецензии иногда были преднамеренно излишне критичными, однако общий взгляд на то, как должен развиваться Финский театр, оказался вполне точным.

Имя Лейно окончательно вошло в сознание широкой публики в 1904 г., когда он стал постоянным автором колонки в «Хельсингин Саномат». Этот этап означал дебют Лейно как критика в области культуры. Он без особого почтения обращался с авторитетами в области искусства и науки. Под его ударами оказываются писатели, политики, а также представители академического мира. Теперь к Лейно сложно было относиться нейтрально. Находилось много людей, которые видели в нем сильного противника. Лейно стал в высшей степени публичной фигурой.

Раннее творчество Лейно находило вдохновение в «Калевале» и финской мифической поэзии. В этом смысле он оказался связан с художественным течением того времени и стал первым и самым крупным создателем национального неоромантизма в литературе. Блестящим примером того, как его творческое воображение создавало современные мифы, стал вышедший в 1903 г. сборник Helkavirsia («Вознесенские песни / Песни Троицына дня / Псалмы Святого четверга»). В нем автор добился нового, поразительного синтеза финского народного творчества и новейших европейских литературных новаций. В Helkavirsia чувства, ощущения и интеллектуальные искания современного человека соединяются с глубоким и вечным мифическим сознанием. В этих стихотворениях читателя особенно поражала новая образность, не содержавшая в себе объяснений, но затрагивавшая наиболее уязвимые, чувствительные и опасные слои человеческой психики. Эта новизна была настолько поразительной, что она ослепила большинство критиков. Лишь немногие сразу осознали значение этого сборника.

Helkavirsia во многих отношениях являются своеобразным ключом к творчеству Лейно. Борьба за свободу и проблемы поиска правды пронизывают каждое стихотворение. Вновь и вновь человек встает перед главными вопросами жизни. Как он относится к смерти, любви, другим людям? Как далеко человек может зайти в процессе самовыражения, не ущемляя интересы других?

Первый брак и творческий подъем

Helkavirsia являются началом так называемого буржуазного периода в жизни Лейно, самого бурного и одновременно самого короткого. В 1902 г. Лейно влюбился в дочь своей квартирной хозяйки Фрею Шульц, переводчицу и коммерческого делопроизводителя, женщину экзотической красоты и бурного темперамента. Эта любовь служила для него мощным творческим стимулом. 1905 год был временем бурной жизни и творчества. Лейно выпустил сборник стихов «Зимняя ночь», принесший новый триумф и продемонстрировавший его неисчерпаемые возможности обновления. Сборник «Зимняя ночь» был посвящен Фрее, на которой Лейно женился 10 сентября 1905 г. Свой первый дом он обустроил в буржуазном стиле в большой квартире на берегу моря, а в декабре следующего года в семье родилась дочь Эйя Хелка, которая была единственным ребенком Лейно.

Помимо брака и выхода в свет сборника «Зимняя ночь» в том же году Лейно написал прозаическое произведение «День в Хельсинки», пьесы «Сватовство Вяйнямёйнена», «Меч лешего», «Пентти Пяккёнен», «Король Лидии» и «Мейрам». Помимо этого он напечатал 110 статей в прессе под псевдонимом «Теему». Политическая ситуация того времени с ее драматическими событиями давала богатый материал для творчества в этом жанре. Революционная деятельность в России набирала силу и осенью 1905 г. вылилась во всеобщую забастовку. Большая часть статей 1905 г. так или иначе касалась политической борьбы. Их объектами были главным образом русский деспотизм и соглашательская политика старофиннов, сторонников газеты «Суометар». Лейно был явным младофинном и сторонником пассивного сопротивления.

Устоявшаяся жизнь, с одной стороны, сделала возможным, а с другой стороны, побудила поэта обратиться к прозе. В 1906 г. начала выходить трилогия, посвященная периоду русификаторских начинаний центральной власти и связанная с проблематикой статей, выходивших под псевдонимом «Teemu»: «Туомас Витикка» (1906), «Яна Рёнтю» (1907) и «Олли Суурпяя» (1908). За трилогией последовали три пьесы: «Лалли» (1907), «Мауну Таваст» (1908) и «Епископ Туомас» (1909). Это продуктивный творческий период венчал сборник стихов «Заморозки» (1908), перевод на финский язык избранных стихотворений «Ветряное кантеле», а также перевод пьесы И.В. Гёте «Ифигения в Тавриде».

Семейная идиллия продлилась недолго. Лейно не мог привыкнуть к буржуазному образу жизни, и уже весной 1908 г. дороги супругов разошлись. Никогда больше Лейно не удалось создать постоянных отношений или прочного дома. Характерным для всей его жизни было то, что он постоянно «уходил», беря с собой только самое необходимое. В письме своему другу Отто Маннинену 1 июля 1908 г. он писал: «Я оставил все, кроме своей библиотеки и бумаг, и ушел с одним чемоданом в руке».

Скорбь и чувство вины за то, что он бросил свою дочь, преследовали Лейно всю жизнь. Он всеми силами старался заботиться о ней, так как его бывшая жена не всегда всерьез занималась дочерью. Встречи, однако, были редкими, да и финансовая поддержка не всегда была достаточной.

Многие братья и сестры Лейно страдали душевной слабостью. Да и сам Лейно временами переживал как тяжкий груз особенность строения своей психики. Наряду с общительным собеседником в нем жил поэт, чувствовавший свое несходство с другими, оказывавшийся в пучине страха перед людьми, а временами даже отвращения к ним. Судьбу своей дочери он связывал с тяжелой наследственностью своей семьи и опасался, что она слишком рано погибнет. Однако Эйя Хелка Лейно умерла в 1987 г., когда ей было более 80 лет. У нее не было наследников.

Зрелость

Развод Лейно, без сомнения, был вызван тем, что еще состоя в браке, он познакомился с поэтессой Л. Онерва. Между ними установились отношения, продлившиеся до самой смерти Лейно. Они начались бурно и страстно, в какой-то степени истощая их обоих, но затем утихли, постепенно перейдя в дружбу.

Год, проведенный Онерва и Лейно в Риме (1908–1909), вызвал бурный скандал, потому что влюбленные не скрывали своих отношений, хотя оба всё ещё состояли в браке. Но эта страсть так никогда и не переросла в брак. Они оба были слишком беспокойными и были не способны взять на себя ответственность друг за друга. Союз двух экстраординарных людей был невозможен. Оба искали абсолютного поклонения и обожания, которое могли дать друг другу лишь время от времени. Оба позднее заключили брак в 1913 г.: Лейно женился на дочери дирижера Роберта Каянуса арфистке Айно Каянус, а Л. Онерва вышла замуж за молодого композитора Лееви Мадетоя. Брак Онерва продлился до смерти Мадетоя.

Отправляясь в 1908 г. в Европу, Лейно думал, что покидает Финляндию навсегда. Изгнание, однако, продлилось лишь до весны следующего года, когда он вновь занял свое видное место в культурной жизни Финляндии. Газетные полосы заполнились острыми стихами и статьями Лейно, бывшие друзья, ставшие теперь литературными врагами, были карикатурно изображены в пьесе «Соль земли» (1911), в которой нетрудно узнать сторонников «Суометар» писателей Майлу Талвио и В.А. Коскенниеми. Появилась и новая серия из четырех романов о современном капиталистическом мире, развенчивавшая искусство и духовные ценности: «Раб труда», «Раб денег», «Раб женщины» и «Раб счастья» (1911–1913).

Казалось, ничто не могло остановить Лейно. Чтобы стабилизировать свое финансовое положение, он в 1912 г. предпринял поездку по стране. Его выступления имели успех, но денег не прибавилось. Менее успешной была его амбициозная идея создания театра «Хелка» (1912). Публика не была готова к восприятию его сценической версии «Калевалы», и состоялось лишь несколько спектаклей на сцене под открытым небом на острове Сеурасаари. Литературные турне закончились в 1915 г., когда поездка, предпринятая совместно с актером Аарне Орьятсало, прервалась самым неприятным образом. Как писала Л. Онерва, «Лейно возвращается в Хельсинки в третьем классе, в хандре и поджав хвост, с пустым кошельком и пустым чемоданом, потеряв в этой поездке много новых фрачных жилетов, сорочек и тому подобного».

Журнал "Суннунтай"

Лейно становился все более частым посетителем увеселительных заведений. Творческая работа требовала все большего стимулирования. Он беспечно растрачивал свои силы. Он работал над трудоемким переводом на финский язык «Божественной комедии» Данте. К тому же, он вновь занялся журналистикой. В конце 1915 г. Лейно основал журнал «Суннунтай» («Воскресенье»), главным редактором которого он оставался вплоть до закрытия журнала в 1918 г. Журнал имел общегуманистическую направленность, и среди его сторонников были люди самых разных политических, религиозных и философских воззрений. Среди них были и представители теософии, которые позднее любили называть Лейно выразителем своих идей.

Редакция «Суннунтай» стала для Лейно домом. В журнале с большой скоростью появлялись его произведения. Он закончил вторую часть «Вознесенских песен» (1916) и написал прозаическое философско-эстетическое произведение «Перед лицом Всемогущества» (1917). Помимо этого, он написал несколько рассказов о животных: «Мишка» (1914), «Мусти» (1916), «Окунь и золотые рыбки» (1918).

Роман с Айно Каллас

Как и раньше, бурная продуктивность Лейно сопровождалась великой страстью. Любовь к супруге эстонского дипломата, писательнице Айно Каллас была такой же отчаянной, как и все остальные, и вызвала еще более грандиозный скандал, чем его отношения с Онерва. Эта связь продолжалась с 1916 по 1919 гг. Литературными памятниками ей стали сборник стихов Лейно «Песни герцога Юхана и Катарины Ягеллоники» (1918), дневниковые записи Каллас, а также сохранившиеся письма Лейно к Айно Каллас. Лейно мог отдаваться своей страсти, однако он вновь влюбился не в ту женщину.

Период гражданской войны

Еще в большей степени, чем любовь к Айно Каллас, на жизнь Лейно оказала влияние гражданская война. Как журналист-младофинн, Лейно многие годы вдохновлял финнов на проведение самостоятельной политики, так что гражданская война, начавшаяся после обретения независимости, стала для него ударом, от которого он так и не смог полностью оправиться. Во время войны Лейно находился в захваченном красными Хельсинки и лихорадочно пытался разобраться в ходе событий, читая газеты на разных языках и беря интервью у проживающих в городе русских. Ситуация осложнялась тем, что Лейно одновременно понимал и не понимал обе воюющие стороны. В белых он, в конце концов, стал видеть защитников европейской культуры. После войны в творчестве Лейно появились различные панегирические стихотворения – прежний критический наблюдатель отдавал теперь должное и правым и левым.

В 1921 г. Лейно вновь ненадолго вступил в брак (с Ханной Лайтинен), который с самого начала был обречен на неудачу и был не более чем мечтой двух отчаявшихся людей о возможном единении.

Последние годы

Жизнь становилась все сложнее как в душевном плане, так и физическом. Много времени он проводил в больницах, но когда здоровье улучшалось, знакомые видели прежнего Лейно, исполненного идеями. В поэзии этого периода наблюдается возврат к старым темам. «Иллюстрированная книга моей жизни» (1925), задуманная как первая часть мемуаров, стала его последним крупным литературным произведением.

Хотя Эйно Лейно, умершему в Туусула (в доме "Riitahuhta" в районе Nuppulinna) 10 января 1926 г., было всего 47 лет, его жизнь можно считать состоявшейся. Он опубликовал свое первое стихотворение в газете «Хямеен Саномат» в возрасте двенадцати лет, и период его творчества продлился 35 лет. За это время он напечатал свыше 80 оригинальных произведений, большое число критических статей, эссе, газетных публикаций. К этому можно прибавить огромную переводческую работу.

Хороший друг Лейно Бертель Грипенберг так охарактеризовал самого выдающегося поэта финской литературы:

«Эйно Лейно был, возможно, единственным финским автором, которого действительно можно назвать гением, если под этим словом подразумевать постоянно переполнявшее его богатство духа, непрекращающийся полет мысли, его многогранность, способность работать без усилий над собой, или, иначе говоря, жажду деятельности».

Лейно похоронили за государственный счет. Его издатель приступил к публикации шестнадцатитомных «Избранных произведений». Вечная подруга Л. Онерва взялась за написание его биографии, а вскоре возник проект создания памятника.

Произведения

Стихотворные сборники

  • Maaliskuun lauluja (изд. Otava, 1896)
  • Tarina suuresta tammesta y.m. runoja (изд. WSOY, 1896)
  • Yokehraaja (изд. Otava, 1897)
  • Sata ja yksi laulua (изд. Otava, 1898)
  • Tuonelan joutsen (naytelmaruno, изд. Otava, 1898)
  • Ajan aalloilta (изд. WSOY, 1899)
  • Hiihtajan virsia (изд. Otava, 1900)
  • Kivesjarvilaiset (kertova runoelma, изд. Otava, 1901)
  • Pyha kevat (изд. Otava, 1901)
  • Kangastuksia (изд. Otava, 1902)
  • Helkavirsia («Вознесенские песни / Песни Троицына дня / Псалмы Святого четверга (в переводе Э. Иоффе»), (изд. Otava, 1903)
  • Simo Hurtta. Runoja isonvihan ajoilta (изд. Otava, 1904)
  • Talvi-yo (изд. Otava, 1905)
  • Turjan loihtu (naytelmaruno, Emil Vainio, 1907)
  • Halla (изд. Otava, 1908)
  • Tahtitarha (Kirja, 1912)
  • Painuva paiva (Kirja, 1914)
  • Elaman koreus (Kirja, 1915)
  • Helkavirsia. Toinen sarja. (Otava, 1916)
  • Karjalan kuningas (runonaytelma, Kirja, 1917)
  • Leirivalkeat (Kirja, 1917)
  • Vapauden kirja (runovalikoima, Kirja, 1918)
  • Bellerophon (runotarina, Ahjo, 1919)
  • Juhana Herttuan ja Catharina Jagellonican lauluja. Nil nisi mors. (Ahjo, 1919)
  • Lemmen lauluja (runovalikoima, Kirja, 1919)
  • Simo Hurtta. Runoja isonvihan ajoilta, toinen sarja (Otava, 1919)
  • Ajatar. Tietovirsia (Otava, 1920)
  • Kodin kukka ja uhrikuusi (runotarina, Ahjo, 1920)
  • Syreenien kukkiessa (Minerva, 1920)
  • Vanha pappi (kertomaruno, Otava, 1921)
  • Pajarin poika. Karjalaisia kansantaruja. (Otava, 1922)
  • Puolan paanit. Karjalaisia kansantaruja. (Otava, 1922)
  • Helkavirsia 1–2 (yhteislaitos, Otava, 1924)
  • Shemeikan murhe. Uusia runoja. (Gummerus, 1924)

Проза

  • Kaunosielu (Otava, 1904)
  • Paiva Helsingissa. Pilakuva. (Otava, 1905)
  • Seikkailijatar. Venalainen kertomus. (Karisto, 1913)
  • Mesikammen. Joulutarina vanhoille ja nuorille (Kirja, 1914)
  • Pankkiherroja. Kuvaus nykyaikaisesta suomalaisesta liike-elamasta (Kirja, 1914)
  • Musti. Elaintarina (Karisto, 1916)
  • Alla kasvon kaikkivallan. Mystillinen trilogia. (Karisto, 1917)
  • Ahven ja kultakalat. Tarina syvyyksista. (Ahjo, 1918)
  • Helsingin valloitus. Muistelmia ja vaikutelmia (Minerva, 1918)
  • Voyrin sotakoulu. Haastatteluja ja historiikkia (Minerva, 1918)
  • Elina. Murroskauden kertomus (Minerva, 1919) (2. painos nimella Punainen sankari)

Романы

  • Tuomas Vitikka (Otava, 1906)
  • Jaana Ronty (Otava, 1907)
  • Olli Suurpaa (Otava, 1908)
  • Tyon orja (Yrjo Weilin, 1911)
  • Rahan orja (Yrjo Weilin, 1912)
  • Naisen orja (Kirja, 1913)
  • Onnen orja (Kirja, 1913)
  • Paavo Kontio. Lakitieteen tohtori (Kirja, 1915)
  • Kolme lahti, kaksi palasi. Tarina kieltolain Suomesta (Minerva, 1926)

Повести

  • Paivaperhoja. Pienia tarinoita (Eero Erkko, 1903)
  • Nuori nainen. Nelja kertomusta (Yrjo Weilin, 1910)

Пьесы

  • Johan Wilhelm (Wesanderin kirjakauppa, 1900)
  • Sota valosta (Otava, 1900)
  • Naamioita (naytelmia, Otava, 1905)
  • Naamioita, toinen sarja (naytelmia, Otava, 1907)
  • Naamioita, kolmas sarja (naytelmia, Vihtori Kosonen, 1908)
  • Naamioita, neljas sarja (naytelmia, Vihtori Kosonen, 1909)
  • Naamioita, viides sarja (naytelmia, Vihtori Kosonen, 1909)
  • Kalevala nayttamolla (naytelmia, Yrjo Weilin, 1911)
  • Naamioita, kuudes sarja (naytelmia, Yrjo Weilin, 1911)

Киносценарии

  • Kesa (Лето), 1915 (режиссёр Kaarlo Halme)

Добавить отзыв

Оставьте свой отзыв!

Ещё никто не оставлял свой отзыв. Будьте первым!