Элиот Томас Стернз. Биография

Элиот Томас Стернз - Фото

Дата рождения: 26 сентября 1888 года. Дата смерти: 4 января 1965 года.

Американский поэт, драматург и критик

Родился 26 сентября 1888г. в Сент-Луисе (шт. Миссури). Отец был президентом промышленной компании; мать активно участвовала в движении за социальные реформы.

1906-1910 – Элиот учится в Гарвардском университете.

1909-1910 – являясь редактором журнала «Харвард адвокет» (Harvard Advocate), Элиот публикует в нём свои стихи.

1910-1911 – продолжает изучать философию в Сорбонне. В этот период написаны лучшие из его ранних стихов.

1911 – возвращается в Гарвард для работы над диссертацией о философе-неогегельянце Ф.Г.Брэдли (1846-1924).

1912-1914 – занимается философией и лингвистикой в Гарварде.

1914 – совершив поездку по Германии по Шелдонской стипендии, Элиот едет в Англию, где изучает философию в оксфордском Мертон-колледже, в котором преподавал Ф.Г.Брэдли. В этом же году Элиот знакомится в Лондоне с Эзрой Паундом. Прочитав в рукописи стихи Эдиота, Паунд рекомендует их к печати.

1915 – в «Католической антологии» (Catholic Anthology) Э.Паунда появляются ранние стихи Элиота. В этом же году Элиот женится на Вивьен Хейвуд. Хотя брак оказался несчастливым, Элиоты прожили вместе 19 лет. После развода Вивьен поместили в психиатрическую больницу, где она умерла в 1947 г.

1914-1915 – работает над завершением докторской диссертации о Брэдли. Однако после долгих колебаний и сомнений Элиот решает посвятить себя литературе и не возвращаться в Гарвард для защиты диссертации.

1917 – в «Хогарт-пресс» (Hogarth Press) Вирджинией и Леонардом Вульф публикуется книга стихов Элиота «Пруфрок и другие наблюдения» (Prufrock and Other Observations).

Для стихотворений 1909-1911гг. характерно отчужденно-прохладное отношение к романтическим темам. В стихах 1917-1919гг., написанных в форме четверостиший, сатирический эффект достигается за счет нарочито педантичного нагромождения деталей и резких переходов от возвышенного к будничному.

1917-1919 – Элиот работает заместителем главного редактора журнала «Эгоист» (Egoist).

1917-1925 – служа в «Ллойдз банке», в свободное время пишет многочисленные критические статьи.

1919 – в «Хогарт-пресс» (Hogarth Press) Вирджинией и Леонардом Вульф публикуется книга Элиота «Стихи» («Poems»). Стихи этого сборника и сборника «Пруфрок и другие наблюдения», несут на себе печать глубокого разочарования действительностью. «Пруфрок» явился вехой в поэзии XX в., многие критики писали о значении этой поэмы, а американский поэт Джон Берримен считал, что с «Пруфрока» берёт начало современная поэзия.

1920 – выходит сборник литературно-критических работ «Священный лес» ( The Sacred Wood), где во вновь напечатанной статье «Традиция и индивидуальный талант» (Tradition and the Individual Talent) Элиот формулирует два чрезвычайно важных принципа: так называемый принцип функциональной традиции, который заключается в том, что поэт должен писать, постоянно помня о прошлом и в то же время сознавая, что каждое новое произведение искусства изменяет значение этого прошлого. Второй принцип утверждает мысль о «деперсональности» искусства: поэзия – это ремесло, т.е. не «самовыражение» поэта, но закрепление в художественной форме человеческого опыта.

1922-1939 – исполняет должность главного редактора литературного журнала «Критерий» (The Criterion).

1922 – в первом номере журнала «Критерий» публикуется поэма Элиота «Бесплодная земля» (The Waste Land). Она представляет собой нечто вроде завещания отчаявшегося и разуверившегося во всем человека и строится как череда мысленных картин или грез, сменяющих друг друга в сознании главного персонажа (Тиресия) и пронизанных смутным желанием обрести внутренний мир. Поэма заканчивается призывом к смирению, который герой обращает к самому себе. Литературные и мифологические аллюзии укрупняют эпизоды поэмы и придают им ироничное звучание. Поэма была воспринята как приговор послевоенной европейской культуре и выражение разочарования в расхожих общественных идеалах.

1924 – первая пьеса Элиота «Суини-агонист» (Sweeney Agonistes), от которой сохранились только две сцены, написанные стихами, и прозаический эпилог. В ней Элиот экспериментирует с ритмами мюзик-холла и, пользуясь экспрессионистскими средствами, пытается создать некое подобие японской драмы «но».

1925 – поэма «Полые люди» (The Hollow Men), выдержанная в тех же тонах, что и «Бесплодная земля», а также частично основанная на её неопубликованных частях. Поэма передает отчаяние современного человека, понимающего, что цивилизация не имеет ничего общего с истинной культурой, что мир, потеряв нравственные корни, тяготеет к саморазрушению. Мысль о бесплодности современного общества определяет символику образов, ассоциаций и реминисценций из мифов, осложняясь фрейдистским подтекстом. Объективно поэма «Полые люди» стала отражением внутреннего состояния поколения, растерявшего после Первой мировой войны иллюзии и веру в гармонию жизни.

В 1925 г. Элиот начинает работать в издательстве «Фейбер энд Гуайэр» (впоследствии «Фейбер энд Фейбер»), сначала литературным редактором, а затем одним из директоров фирмы.

1926 – Элиот выступает с серией лекций в Тринити-колледже Кембриджского университета, избрав темой метафизическую поэзию XVII в.

1927 – Элиот становится членом Англиканской церкви, и это событие накладывает отпечаток на его дальнейшее поэтическое творчество. Кроме того, Элиот получает Британское подданство.

1928 – выходит публицистический сборник «В защиту Ланселота Эндрюса» (For Lancelot Andrews).

1930 – выходит поэма «Пепельная Среда» (Ash Wednesday) – произведение глубоко верующего человека, итог длительной практики аскетического самоограничения; его основная мысль заключается в том, что повседневное страдание может оказать искупительное, очищающее воздействие на душу человека.

В период интеллектуального и душевного разброда после принятия англиканства Элиот переводит поэму Сен-Жон Перса «Анабасис» (Anabasis), своего рода духовную историю человечества, и знакомит англоязычного читателя с творчеством близкого ему по духу французского поэта.

1932 – сборник «Избранные очерки» (Selected Essays; дополненное издание 1950). Этот сборник, а также эссе «Воздавая должное Джону Драйдену» (Homage to John Dryden, 1924) явились программными для возникновения влиятельного критического течения, названного «кембриджской школой», а позднее в Соединенных Штатах «новой критикой».

1932–1933 – вернувшись в США после восемнадцатилетнего отсутствия, Элиот читает курс истории поэзии в Гарвардском университете и в университете Виргинии.

1933 – выходит сборник «Назначение поэзии и назначение критики» (The Use of Poetry and the Use of Criticism), в котором собраны программные для Элиота-критика и историка культуры статьи.

1934 – в соавторстве с Э.Мартином Брауном Элиот пишет религиозную мистерию «Скала» (The Rock).

1935 – поэтическая драма «Убийство в храме» (Murder in the Cathedral) о духовном кризисе и мученической смерти св. Томаса Бекета.

1936 – сборник «Старые и новые очерки» (Essays Ancient and Modern).

1939 – во время очередной поездки в США читает имеющий большой резонанс лекционный курс в Кембридже.

1939 – мелодрама «Воссоединение семьи» (The Family Reunion) о нависшем над семьей проклятии и искуплении вины, сюжет которой восходит к эсхиловской трилогии об Оресте. Драма написана специально для неё разработанным и прославившим автора трёхстопным размером.

1940 – поэма «Ист Кокер» (East Coker).

1941 – поэмы «Бёрнт Нортон» (Burnt Norton) и «Драй Сэлвейджес» (The Dry Salvages).

1942 – выходит поэма «Литтл Гиддинг» («Little Gidding»). Элиот становится президентом Ассоциации классических исследований.

1943 – выступает с лекциями в США в Чикагском университете. Становится президентом Вергилиевского общества. Публикуется сюита «Четыре квартета» (Four Quartets), которую Элиот писал в 1935-1942гг. и которая считается вершиной его поэтического мастерства.

1948 – Элиоту присуждена нобелевская премия по литературе «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». Выходит работа «Заметки к определению понятия "культура"» (Notes towards the Definition of Culture), в которой Элиот разъясняет свои известные консервативные позиции по проблемам классового деления, гомогенности общества и социальной роли религиозных сект.

1949 – король Георг VI вручает Элиоту орден «За заслуги». Выходит пьеса «Вечеринка с коктейлями» (The Cocktail Party).

1953 – пьеса «Личный секретарь» (The Confidential Clerk), в которой заимствованный у Еврипида сюжет служит анализу самопознания и призвания.

1957 – сборник «О поэтах и поэзии» (On Poetry and Poets). В этом же году Элиот женится на Эсме Валери Флетчер.

1958 – пьеса «Пожилой государственный деятель» (The Elder Statesman), сюжет которой отчасти напоминает софокловского «Эдипа в Колоне».

4 января 1965 – Элиот умер в Лондоне и был похоронен в Ист-Кокер, деревне в Сомерсете, откуда в середине XVII в. его предок Эндрю Элиот отправился в Америку.

Жанры Элиота Томаса Стернза

Поделиться страницей