Федоров Николай Федорович. Биография

Николай Федорович Федоров — русский религиозный мыслитель и философ-футуролог девятнадцатого века, представитель русского космизма.

Федоров родился 26 мая 1829 года в деревне Ключи Тамбовской губернии. Мальчик был внебрачным сыном князя Гагарина и пленной черкешенки, поэтому свою фамилию получил от крестного отца. Окончив тамбовскую гимназию, Николай поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, где проучился три года. После смерти дяди, платившего за обучение, лицей пришлось оставить. С 1854 года Федоров на протяжении двенадцати лет служил школьным учителем географии и истории. Это был период скитаний, формирования мировоззрения автора.

После переезда в Москву в 1868 году, Николай Федорович проработал пять лет в Чертковской библиотеке, а затем получил должность библиотекаря Румянцевского музея. На этом посту он и провел двадцать пять лет. Федоров был первым составителем систематического книжного каталога, разработал концепцию музейно-библиотечного образования, выступал за международный книгообмен, организацию выставочных отделов. Последние годы жизни деятель библиотековедения трудился в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел.

Многочисленные философские статьи Николая Федорова полны утопических надежд на достижение бессмертия через преодоление болезней и смерти, воскрешение предков, овладение тайнами природы, поиск смысла жизни. «Конец сиротства; безграничное родство», «О начале и конце истории», «О соединении двух разумов» — эти и другие сочинения положили начало русскому космизму, в основе которого лежит общепланетное мировоззрение — общность биосферы, Земли, космоса и конкретного человека. В своей статье «Вопрос о братстве или родстве и о причинах небратского, неродственного, то есть немирного состояния мира и средствах к восстановлению родства» Федоров отметил: «Жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». На протяжении всей своей жизни Николай Федорович был глубоко верующим человеком, аскетом, много ходил пешком, большую часть жалования раздавал нуждающимся и не публиковал свои книги, ведь с его точки зрения любая собственность, включая идеи и книги, была греховна. Поэтому сборник статей мыслителя «Философия общего дела» был издан только после его смерти. В начале зимы 1903 года Федоров простудился и заболел воспалением легких, а 15 декабря «московского Сократа» не стало. Его похоронили на кладбище Скорбященского монастыря в Москве.

Идеи и философия Николая Федоровича Федорова вызывали живой интерес у Толстого, Соловьева, Достоевского, Фета. «Философия общего дела» оказала большое влияние на Циолковского и Вернадского, Бердяева, Брюсова, Маяковского, Пастернака, Булгакова. Религиозный философ-публицист Ильин называл Федорова великим святым, сравнивая его с Серафимом Саровским. Интерес к идеям и творчеству Федорова с годами не угасает. Создано Московское общество имени Федорова, проводятся научно-философские семинары, Федоровские чтения, к столетию со дня смерти философа в Белграде состоялся Международный Конгресс «Космизм и русская литература».

В нашем магазине поклонники автора могут как купить и скачать электронные книги Николая Федорова для своего ридера, телефона, или компьютера, так и читать их онлайн.

Добавить отзыв

Книги Николая Федорова. Читаем онлайн бесплатно без регистрации

Автор 115
По поводу Шопенгауэра (Федоров Николай Федорович)
ru
Федоров Николай Федорович
Мечты сбываются (сборник) (Брюсов Валерий Яковлевич, Данилевский Григорий Петрович, Достоевский Федор Михайлович, Замятин Евгений Иванович, Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович, Федоров Николай Федорович, Чаянов Александр Васильевич)
ru
Брюсов Валерий Яковлевич, Данилевский Григорий Петрович, Достоевский Федор Михайлович, Замятин Евгений Иванович, Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович, Федоров Николай Федорович, Чаянов Александр Васильевич
Властолюбие или отцелюбие? (Федоров Николай Федорович)
ru
Федоров Николай Федорович
Сверхчеловек – недоросль (Федоров Николай Федорович)
ru
Федоров Николай Федорович

Жанры, в которых пишет Федоров Николай Федорович

Список книг Николая Федорова. Читать, скачать онлайн бесплатно без регистрации***

  1. «Amor fati» или «Odium fati»?
  2. «Назад к Канту!»
  3. «По ту сторону добра и зла»
  4. «Чрезмерность» или недостаточность истории?
  5. «Я» и «Не-Я» с точки зрения философской и человеческой
  6. Авторское право и авторская обязанность, или долг
  7. Аксиомы Канта как основы его критики
  8. Бессмертие как привилегия сверхчеловеков
  9. Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат?
  10. Блудный сын философии
  11. В чем заключается всеобщий категорический императив?
  12. В чем свобода?
  13. Вариант статьи «Иго Канта»
  14. Властолюбие или отцелюбие?
  15. Возможно ли братство? При каких условиях оно возможно и что для этого нужно?
  16. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства
  17. Вопрос о братстве. С комментариями и объяснениями
  18. Гаман и «просвещение» XVIII века
  19. Где начало истории?
  20. Два исторических типа мировоззрений
  21. Добавочные мысли к предшествующей статье
  22. Еще к вопросу о двух разумах!..
  23. Живое и мертвенное восприятие истории
  24. Жизнь как опьянение или как отрезвление
  25. Жить ни для себя, ни для других – отрицание и альтруизма, и эгоизма
  26. Знание и дело – о двух разумах и двух сословиях или, вернее, о выделившемся из народа сословии
  27. Иго Канта
  28. Идея всемирно-мещанской истории
  29. Идея всемирно-мещанской истории. 2-я статья
  30. Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение)
  31. Искусство, его смысл и значение
  32. К вопросу о двух разумах
  33. К спору о трех Римах
  34. К статье «Философ черного царства»
  35. К университетской или новофарисейской нравственности
  36. Как возник «Заратуштра»?
  37. Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством?
  38. Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?
  39. Кант и евангельское дитя, или Сын человеческий
  40. Кантизм как сущность германизма
  41. Конец сиротства; безграничное родство
  42. Конец философии
  43. Коперниканское искусство
  44. Критицизм как игра или развлечение
  45. Лакейский аристократизм
  46. Ложный демократизм Канта
  47. Метафизики и агностики
  48. Мефистофель как выразитель «светской культуры»
  49. Мечты сбываются (сборник)
  50. Мировая трагедия
  51. Моральная казуистика Канта
  52. Мысли об эстетике Ницше
  53. Мыслитель-«ученый», «слишком ученый», то есть ученый-филистер
  54. Наследие Канта
  55. Наука и искусство
  56. Недосказанное в этике «сверхчеловека»
  57. Непорочность физическая и нравственная – непременное условие бессмертия
  58. Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство!
  59. Нравственность – не барство и не рабство, а родство
  60. О «чрезмерности» и недостаточности истории
  61. О великом будущем семьи и ничтожном будущем нынешнего «общественного» дела
  62. О Гамане
  63. О двух «критиках»: городской, мещанской, и сельской, крестьянской
  64. О категориях Канта
  65. О мировой целесообразности
  66. О начале и конце истории
  67. О неокантианцах
  68. О нравственности и мистицизме у Ницше
  69. О пределах из «вне» и из «внутри»
  70. О смертности
  71. О соединении двух разумов
  72. О Якоби
  73. Об объединении искусств
  74. Об ограниченности западного «просвещения»
  75. Одно из противоречий «сынов века сего»
  76. Отношение торгово-промышленной «цивилизации» к памятникам прошлого
  77. Панлогизм или иллогизм?
  78. Плата за цитаты, или Великая будущность литературной собственности, литературного товара и авторского права
  79. По поводу взгляда Канта на автономию воли
  80. По поводу книги В. Кожевникова «Философия чувства и веры»
  81. По поводу Шопенгауэра
  82. По ту сторону сострадания, или Смех сверхчеловека
  83. Позитивистический момент в развитии Ницше
  84. Последний философ
  85. Последний философ-«мыслитель»
  86. Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?
  87. Призрачная автономия
  88. Произвол – творец учения о невольных возвратах
  89. Реформа гегелевой «Логики»
  90. Рождение или воссоздание?
  91. Русская история – международная история
  92. Сверхчеловек – недоросль
  93. Сверхчеловечество как порок и как добродетель
  94. Сочинения в 2 ч. Часть 1. Философия общего дела
  95. Сочинения в 2 ч. Часть 2. Философия общего дела. Статьи, письма 2-е изд., испр. и доп
  96. Страшный суд философии
  97. Супраморализм и гегелианизм
  98. Супраморализм, или Всеобщий синтез (т. е. всеобщее объединение)
  99. Сын, человек и их синтез – Сын человеческий
  100. Творение и воссоздавание
  101. Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше
  102. Три разума и единый разум
  103. Философ черного царства (Новой Германии)
  104. Философ-чиновник
  105. Философия общего дела (сборник)
  106. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова, изд. под ред. В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона. Т. 2
  107. Философия общего дела. Том 1
  108. Философия одурманивания
  109. Христианство против ницшеанства
  110. Черный пророк и черный царь
  111. Что значит «стать самим собою»?
  112. Что такое «интеллигенты», т. е. ходящие новым или нынешним путем?
  113. Что такое постулат практического разума?
  114. Что такое русско-всемирная и всемирно-русская история?
  115. Шляхтич-философ

Оставьте свой отзыв!

Ещё никто не оставлялсвой отзыв. Будьте первым!