Феодорит Кирский Блаженный. Биография

Феодорит Кирский Блаженный

Дата рождения: 386 год. Дата смерти: 457 год.

Феодорит Кирский, блаженный (греч. Θεοδώρητος ο Κύρου; 386 (393?) — 457) — епископ Кирский, православный богослов. Представитель Антиохийской школы богословия. Некоторые его сочинения были осуждены Пятым Вселенским собором как еретические.

Жизнеописание

Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя — неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Феодорита до епископства мало известна.

В 423 г. Феодорит сделался преемником Исидора в епископии Кирской. На этом посту Феодорит приобрёл громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Феодорит был несомненно самым образованным богословом V века. Воспитанный в уважении к подвижничеству, Феодорит являл в грубом и развращённом веке блестящий пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения. Смолоду Феодорит имел две наклонности — к уединению и бедности; вторую он мог осуществить вполне, но условия церковной жизни вывели его на арену шумной деятельности.

Ещё в Антиохии Феодорит роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кира — построил мост, урегулировал течение реки, создал форум, окруженный портиками, выстроил собор. «У меня ничего нет,— пишет Феодорит другу,— ни дома, ни могилы; платье на мне составляет всё моё имущество». Главной заботой епископа кирского, помимо устроения города, было обращение еретиков, которых в Сирии было великое множество. Кроме дел благотворительности, к Феодориту привлекало и его ораторское искусство. Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория и Евтихия.

Феодориту пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви — св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором Александрийским. В этой борьбе много перипетий и захватывающих драматических моментов. Св. Кирилл выступил против учения Нестория. Главным вопросом, волновавшим церковь в V в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа.

Несторий поручил своему секретарю учить, что Деву Марию следует называть «христотокос» (Христородица), а не «теотокос» (Богородица). Это учение и вызвало к полемике св. Кирилла, защищавшего учение о том, что Спаситель — это воплотившийся сам Бог Слово, а не два Сына, поэтому необходимо использовать термин "Богородица". Кирилл пользовался формулой Аполлинария: "Единая природа Бога Слова воплощенная". Против толкования св. Кирилла выступил Феодорит, защищавший учение Нестория, но учивший о том, что нельзя отрицать использования термина "Богородица". Феодорит, как и Кирилл, защищал учение о двух естествах в одном лице, причём центр тяжести полагал в различении двух естеств, в то время как св. Кирилл настаивал, что главное - формула "одна природа Бога Слова воплощённая", которую он тоже, как и Феодорит, считал только выражающей единство божественной природы Бога, неслитно и нераздельно соединяющейся, как настаивал Кирилл, с момента воплощения с общечеловеческой природой Христа. Кирилл отстаивал достоинство женщин, в том числе императрицы Пульхерии, своей темнокожей паствы, всех других людей, частная природа которых отличалась от частной природы Иисуса Христа. Еще до Эфесского собора Несторий согласился с доводами Феодорита и Кирилла за использование термина "Богородица" и отказался от своих терминов, но подчёркивал, что он никогда не имел в виду двух отдельных Лиц, с чем соглашался Феодорит. На Ефесском соборе 431 г., созванном для суда над Несторием, произошло разделение епископов: большинство противников Нестория объединились вокруг св. Кирилла, а противники св. Кирилла составили свой собор, во главе с Антиохийским епископом Иоанном и Феодоритом, на котором присутствовал и Несторий. Результаты работы обоих соборов не были утверждены императором, он приказал арестовать Кирилла Александрийского и Мемнона Эфесского, так как из 12 анафематизмов Кирилла следовало, что император, его сестра и двор, ходившие причащаться к Иоанну Златоусту и Несторию, участвовали в оргиях каннибалов. Однако впоследствии на V Вселенском Соборе именно собор св. Кирилла был признан «Вселенским», его 12 анафематизмов были освящены, а казус с оргией каннибалов был решён добавлением к вину тёплой воды как символа Логоса, олицетворяющего активную часть материи.[1]

Спор Феодорита с Кириллом продолжался до весны 433 г., когда произошло примирение. После Эфесского собора Несторий ради прекращения вражды оставил кафедру и ушел в монастырь, поэтому вопрос о его осуждении был снят в споре между антиохийцами и александрийцами, осталось только согласовать вероучение между враждующими партиями. Главным итогом Эфесского собора стало Согласительное исповедание 433 г.. Однако, Феодориту не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епархии. В Константинополе появилось новое христологическое заблуждение, которое распространял архимандрит одного столичного монастыря Евтихий. В противоположность Несторию, Евтихий настаивал на реальности только божественной природы во Христе. Он отказывался говорить, что Христос един «в двух природах», говоря, что Христос «из двух природ» — до воплощения, а по воплощении в нём усматривается только одна реальная природа его божества, причём существование Иисуса Христа было иллюзорным. Диоскор, преемник св. Кирилла, стал на сторону Евтихия; Домн, епископ антиохийский, донёс в Константинополь о ереси Евтихия; донос этот был написан по указаниям Феодорита.

Спор из-за Евтихия с Диоскором вёлся последним непристойно; против Феодорита были пущены в ход все средства; в результате ему было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. Однако Диоскор желал не административного, а соборного осуждения Феодорита; он достиг этого на т.н «разбойничьем» соборе в Эфесе в 449 г., на котором Феодорит был низложен. Феодорит удалился в Апамейский монастырь и обратился к римскому папе Льву I с апелляцией. По смерти Феодосия, в 450 г., император Маркиан восстановил Феодорита в его правах, а Халкидонский собор 451 г. принял Феодорита после того, как он с явной неохотой был вынужден произнести «анафему» на Нестория (9-я сессия собора 26-го октября 451 г.).

Феодорит был достаточно разносторонним писателем V в.; его сочинения касаются экзегетики, догматики, апологетики и истории церкви; кроме того замечательны его проповеди и письма.

Сочинения Феодорита

Сочинения Феодорита по-латыни изданы в Кёльне, в 1567 г., 2 тома in fol.; в 1643 г. Иаков Сирмонд издал их на греческом языке (4 тома). Лучшее издание находится в коллекции Миня, в серии греческой Патрологии, томы 80 — 84. Критика текста Феодорита оставляет желать весьма многого; на русском языке имеется перевод некоторых произведений Феодорита в московском издании творений св. отцов. Экзегетические сочинения Феодорита, при научной глубине, являются образцом художественной отделки. Догматические труды Феодорита касаются, как ясно из предшествующего, главным образом ересей Нестория и Евтихия; положительный результат, полученный из анализа ересей, представляет учение о природе Спасителя. Главное сочинение Феодорита носит название «Эранист» и представляет собой диалог Эраниста с православным, раскрывающим тайну боговоплощения и искупления. К апологетическим трактатам относятся сочинения Феодорита: «Против магов персидских», «Против иудеев» и «Врачевание эллинских недугов». Два первых сочинения утрачены; при составлении «Врачевания» Феодорит пользовался сочинениями Плутарха, Порфирия и Аэция, а также Климента и Евсевия.

Феодорит учит, что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины. В философских построениях Феодорит видит лишь тень истины. Самый важный труд Феодорита, без сомнения — его «История церкви», написанная в 449 г. и состоящий из 5 книг. История церкви схватывает период от 324 до 429 г. Источниками для Феодорита служили сочинения Евсевия, Руфина Аквилейского, Филосторгия, Евстафия, творения св. Афанасия и некоторые другие. Второй по значению труд Феодорита, служащий дополнением к истории церкви — «Еретические басни»; подлинность этого труда оспаривалась, но без достаточного основания. Источниками Феодорита служили сочинения Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента, Оригена, Евсевия и др. Сочинение Феодорита написано спокойным тоном, без полемического задора; оно чуждо нетерпимости.

Добавить отзыв

Книги Феодорита Кирского. Читаем онлайн бесплатно без регистрации

Жанры, в которых пишет Феодорит Кирский Блаженный

Список книг Феодорита Кирского. Читать, скачать онлайн бесплатно без регистрации***

  1. Ответы на вопросы, обращенные к нему некоторыми египетскими епископами

Оставьте свой отзыв!

Ещё никто не оставлял свой отзыв. Будьте первым!