Гадда Карло Эмилио. Биография

Дата рождения: 14 ноября 1893 года. Дата смерти: 1973 год.

Карло Эмилио Гадда (итал. Carlo Emilio Gadda, 14 ноября 1893, Милан — 21 мая 1973, Рим) — итальянский писатель.

Мать — родом из Венгрии. В шестнадцатилетнем возрасте потерял отца. Семья оказалась в стесненных обстоятельствах, однако мать изо всех сил пыталась сохранить видимость благополучия (конфликт, не раз воспроизведенный потом в прозе писателя). Учился в Миланском политехническом университете. Участник Первой мировой войны, потерял брата, погибшего на фронте, попал в плен, был в лагере под Ганновером. Вернулся на родину в 1919, закончил университет. Многие годы работал инженером-электротехником (1920—1935), в том числе — три года в Аргентине. С 1940-х занимался литературой, выступал по радио.

В 1955 году Гадда оставляет службу на Итальянском радио и берется за радикальную переделку романа “Такая грязная катавасища на виа Мерулана ”, который в 1957 году после восемнадцати лет работы, вышел отдельной книжкой в издательстве Ливио Гардзанти. “Катавасища” не удостоилась премии Мардзотто, и ожесточенно поддерживавший этот шедевр критик Эмилио Чекки рьяно ринулся на поиски средств на создание новой премии, пусть разовой, для вручения только в текущем году, чтобы отметить величайший итальянский роман послевоенного периода, а может и всего XX века. В вечер присуждения Премии издателей в Гранд-Отеле собрался весь литературный Рим. Поблагодарив читателей и “милых читательниц”, лауреат немного рассказал о себе, о “неторопливости” и “нерешительности” своей литературной судьбы. А вокруг — болтовня, сплетни и домыслы, что-де слишком уж экстравагантным стало повторное открытие Гадды и чрезмерно высокой оценка его творчества, что “Катавасища” - это “загнивающая филология”, ущербный роман писателя “без размаха”. Почти никто книги не раскрывал, большинство, похоже, даже бахвалилось этим, а все обидное и мелкое, что можно было саркастически или самодовольно сказать о ней, было сказано, и довольно многословно.

Полицейский роман “Такая грязная катавасища на виа Мерулана” имел оглушительный успех у публики и критики. Изложенная на бумаге фабула романа займет едва страницу текста; подавляющую часть этого детектива составляют “уходы” от сюжетной линии в виде едко сатирических эссе на самые разные темы, а то и просто забавных бытовых зарисовок. Автор часто меняет стиль повествования, которое начинается с неторопливого, в духе Мандзони, представления персонажей и статистов и описания атмосферы и места действия романа с постепенным нагнетанием напряжения, не ослабевающего до самого финала, когда история обрывается несколько неожиданно для неискушенного читателя.

В течение следующих нескольких лет вышли все, или почти все, произведения Гадды, включая старые вещи, часто коренным образом переработанные или дополненные, — литературные откровения, которые трудно втиснуть в жанровые рамки романа, рассказа или эссе. Издатели были готовы публиковать все, когда-либо вышедшее из-под пера Гадды, вплоть до собрания многочисленных долговых расписок или любовных записок, в общем-то несуществующих по причине пожизненного одиночества их автора. Успех повторных публикаций не заставил себя ждать, и Гадда был признан крупнейшим мастером прозы XX века даже самыми неистовыми сторонниками авангарда. Созданная писателями-новаторами “Группа-63”, по словам входившего в нее Умберто Эко, не случайно выбрала своим “верховным божеством” не кого-то из дадаистов или футуристов, а именно Гадду.

Карло Эмилио Гадца умер в 1973 году. Он погребен на Некатолическом кладбище (Cimitero acattolico) Вечного города.

Источник: Иностранная литература №6 - 2013

Поделиться страницей