Генсбур Серж. Биография

Генсбур Серж

Дата рождения: 2 апреля 1928 года. Дата смерти: 2 марта 1991 года.

Серж Генсбу́р (фр. Serge Gainsbourg [sɛʁʒ ɡɛ̃zbuʁ], настоящее имя — Люсье́н Ги́нсбург (фр. Lucien Ginsburg); 1928—1991) — французский поэт, композитор, автор и исполнитель песен, актёр и режиссёр.

Сын евреев из Украины, эмигрировавших во Францию, в первое время он хочет стать художником. Известным же он становится как автор, композитор и исполнитель, пробующий себя в различных музыкальных жанрах, а также в кино и литературе. Его сценические начинания трудны, что вызвано специфической внешностью. Всю жизнь Серж Генсбур страдает от этого чувства отталкивания и от той картины, которую он видит в зеркале: отражения мужчины, которого считали крайне некрасивым. Он снимает множество фильмов, сочиняет более 40 музыкальных дорожек к различным фильмам.

С годами он создает себе образ проклятого поэта и провокатора, но не для того, чтобы стать изгоем. («Я вывернул свое пальто, когда догадался, что подклад отделан норкой», — говорит он.) В своих песнях он часто играет на двойном смысле слов, что лишний раз демонстрирует его пристрастие ко всякого рода провокациям, в особенности полемическим (Lemon Incest)или эротическим (Love on the Beat, Les Sucettes). Равно ему нравится играть с различными литературными ссылками, как например с Альфонсом Алле (l’Ami Caouette) или с Полем Верленом (Je suis venu te dire que je m’en vais). Между тем он считает песню, а в особенности слова песни, «искусством второстепенным» в отличие, например, от живописи, так как песня не требует какой-либо инициации, чтобы быть оцененной. Однако несмотря на это, временами он долго прорабатывает поэтическую форму своих текстов.

Генсбур всю свою жизнь остается окруженным красивыми женщинами (актрисами и певицами): от Брижит Бардо до Джейн Биркин, от союза с которой на свет появляется его третий ребенок — Шарлотта Генсбур. После развода Серж знакомится с " Bambou " (настоящее имя — Caroline Paulus), которая подарит ему его четвертого и последнего ребенка — Люсьен Генсбур по прозвищу Lulu.

Генсбур оказал значительное влияние на творчество таких французских артистов, как Taxi Girl, Renaudили Étienne Daho, а также на зарубежных артистов, таких как Beck, Portishead и композитор David Holmes.

Биография

Люсьен Иосифович Гинзбург родился 2 апреля 1928 года в Париже, в еврейской семье Иосифа Гинзбурга[1] (1898—1971) и Ольги (Брохи Годы) Бесман (1894—1985) — выходцев из Харькова и Крыма . Родственники Гинзбурга по отцовской линии жили в Феодосии. Иосиф и Ольга Гинзбурги познакомились во время учебы в Петербургской консерватории. Отец был пианистом и композитором, мать — певицей. Семья перед революцией жила в Феодосии и покинула Россию в 1919 году, сначала переехав в Константинополь, затем в Париж. В семье Гинзбургов было пятеро детей: Марсель, Камилла, Жаклин и близнецы Лилиан и Люсьен. Музыкальное образование Лулу получил в своей семье. В детстве Лулу вместе с сестрой-близнецом Лили вместе пели в хоре. Учился в лицее Кондорсэ.

В юности Гинзбург собирался стать художником и с 1947 г. обучался живописи в Academie Monmartre, где познакомился со своей первой женой, Элизой Левицкой. Одним из его педагогов был Фернан Леже. Впоследствии Гинзбург оставил живопись и даже уничтожил большую часть своих картин. После прохождения военной службы работал преподавателем в детском приюте; его жена Е.Левицкая называет его «врождённым педагогом». До начала артистической карьеры зарабатывал на жизнь игрой на фортепиано и гитаре в кабаре.

В конце 1950-х гг. он берет псевдоним: СержГенсбур (Gainsbourg), изменив орфографию своей фамилии (Ginsburg) таким образом, чтобы французы произносили её, не коверкая.

Будучи разносторонне одаренным — художник, поэт, певец, композитор, актер, режиссер, он и в жизни использовал элементы театральности, прославившись мастером эпатажа (откровенные тексты песен и неожиданные поступки); появление Генсбура на телевидении нередко вызывало скандал (в одной из телепередач он сжёг банкноту в 500 франков, протестуя против высоких налогов, и т. п.)

Не менее обсуждаемой стороной его жизни были отношения с женщинами. Наиболее известными и раздутыми в прессе романами Генсбура были роман с Брижитт Бардо, длившийся несколько месяцев (с октября 1967 г.), и гражданский брак с Джейн Биркин; Генсбур и Биркин расстались в 1980 г., но он продолжал писать для нее песни. В 1967 г. он записал с Брижитт Бардо песню «Я тебя люблю… Я тебя тоже нет» (Je t’aime… moi non plus), однако по просьбе Бардо не стал ее выпускать (она вышла лишь в 1986 г.), а вместо этого спустя год записал новый вариант с Биркин. Песня облетела весь мир и вызвала негативную реакцию Ватикана (из-за стонов Биркин, имитировавшей любовное соитие).

Генсбур умер от сердечного приступа 2 марта 1991 г. Похоронен на парижском кладбище Монпарнас в одной могиле со своими родителями.

Семья

            Первый брак, 1947—1957: с художницей Елизаветой Левицкой (р. 5. 3. 1926). Официально брак заключён 3.11. 1951 г.; развод в 1957 г. Елизавета Левицкая происходила из семьи русских эмигрантов, из дворянского рода Левицких. В годы замужества носила фамилию Гинзбург. Художница, живописец. В 1940-50 е гг. работала литературным секретарём поэта G. Hughet; несколько месяцев работала с художником Сальвадором Дали. Работала также, как фотомодель для модного дома " Laure Belin " (Lingerie). Автор книги воспоминаний о Гинзбурге Элизе Левицкой посвящена известная песня «Элиза».

            Второй брак, 1964—1966: с Франсуаз-Антуанетт Панкрацци (р. 28.8. 1931). Иногда в прессе Панкрацци назвают « княгиня Голицына»: в первом браке она была замужем за Георгием Владимировичем Голицыным (1916-1992). Брак с Генсбуром был заключён 7 января 1964 г., развод в феврале 1966 г. Дети от этого брака: дочь Наташа Гинзбург (р. 7.8. 1964), сын Павел Гинзбург (р. 1968).

            Гражданский брак, 1969—1980 : с актрисой и певицей Джейн Биркин (р. 1946). Дочь от этого брака: Шарлотта Гинзбург (р. 1971 г.), актриса.

            Гражданский брак, 1980—1991: с певицей и актрисой Каролин фон Паулюс (р. 8.10.1959). Дедом (двоюродным) последней жены Гинзбурга, Каролин, был генерал-фельдмаршал Фридрих фон Паулюс (1890—1957); бабушка — Елена Константиновна Розетти-Солеску (1889—1949) была ближайшим другом королевы Елизаветы Румынской. В 1943 г. фон Паулюс после Сталинградской битвы был взят в плен, а его семья в Германии была арестована, заключена в Бухенвальд и затем в Дахау. Елена Паулюс была признана жертвой нацизма. В их честь Гинзбургом был написан «Вальс для генерала фон Паулюса». Сын от этого брака: Люсьен (Лулу) Гинзбург (р. 5. 1. 1986 г.), пианист и композитор.

У Гинзбурга родилось четверо детей. Двое его внебрачных детей с рождения были признаны отцом, получили его фамилию и процент наследственного авторского права.
Творчество

Писать песни и петь Генсбур начал под сильным воздействием творчества Бориса Виана. Карьеру исполнителя он начал сравнительно поздно (первый альбом, Du chant a la une !, появился в 1958 г.). Необычная внешность и оригинальная манера пения, а также провокационная тематика ряда песен (неприкрытый цинизм, эпикурейство, женоненавистничество) не способствовали быстрой популярности у аудитории, однако со временем Генсбур научился нравиться публике, оставаясь при этом самим собой.

В своем творчестве Генсбур постоянно экспериментировал и использовал новые стили: начав с классического французского шансона и джаза, он в течение жизни обращался к коммерческой поп-музыке, рок-н-роллу, регги (записав в 1979 г. вызвавшую скандал среди консервативной аудитории регги-версию «Марсельезы»), фанку, новой волне и рэпу (в 1980-е гг.). Сын профессионального музыканта, воспитанный на классике, Генсбур также часто использовал в своем творчестве темы знаменитых композиторов прошлого — Брамса, Шопена, Грига.

В середине 1960-х гг. он пишет коммерчески успешные песни и зарабатывает на них приличное состояние (в том числе создает песни для нескольких франкоязычных исполнителей, выступавших в разные годы на конкурсе «Евровидение»).

Песни для других исполнителей

В течение почти пятнадцати лет (1965—1979) Генсбур не выступает с концертами и пишет песни для других исполнителей (продолжая параллельно выпускать собственные альбомы). Песни для других он пишет до конца своих дней (вплоть до 1990 г.); среди исполнявших его песни десятки имен, в том числе Джейн Биркин, Брижит Бардо, Катрин Денёв, Изабель Аджани, Ванесса Паради, Жюльетт Греко, Далида, Франс Галль, Минуш Барелли и др.
Концептуальные альбомы 1970-х гг.

Генсбур первым во Франции начал выпускать так называемые концептуальные альбомы, мода на которые появилась в англоязычной музыке второй половины 1960-х гг. (концептуальный альбом объединяет песни, тематически или сюжетно связанные между собой).

Так, Histoire de Melody Nelson (1971) рассказывает о трагической любви зрелого мужчины к пятнадцатилетней девочке, которая погибает в авиакатастрофе.

Rock around the Bunker (1975) — блистательная и едкая сатира на гитлеровскую Германию (во время оккупации Генсбуру и его семье пришлось скрываться от преследований нацистов). Специфический юмор этого альбома вновь шокировал публику: до этого о преступлениях нацизма не было принято говорить в подобном тоне.

Главный герой альбома L'homme à tête de chou (1976), признанного критиками вершиной творчества Генсбура, убивает свою легкомысленную возлюбленную, доводящую его до разорения, и в конце концов попадает в сумасшедший дом.

Позднее творчество

На рубеже 1970-80-х Генсбур работает с музыкантами из групп Питера Тоша и Боба Марли, выпустив два альбома в стиле регги.

В 1979 г. он после многолетнего перерыва возвращается на сцену и пользуется успехом у тинейджеров. Ещё в течение почти десяти лет он активно занимается концертной деятельностью.

В 1980-е гг. он записывает два альбома — Love on the Beat (1984) и You’re under Arrest (1987). В них звучат мрачные мотивы — темой песен становятся насилие, наркотики, смерть. Постепенно Генсбур отказывается от традиционной манеры пения, предпочитая начитывать свои тексты под музыку.

Последняя песня на последнем альбоме Генсбура, Mon légionnaire — великолепная перепевка шлягера 1930-х гг., ставшего известным в исполнении Эдит Пиаф.

Ещё при жизни певца, в 1989 г., почти все его песни выходят в коллекционном собрании на CD (сам Генсбур иронически назовет этот бокс-сет «своим саркофагом»). Не издававшиеся при жизни Генсбура песни (в том числе концертные записи) продолжают активно выходить в наши дни.

Будучи талантливым версификатором и экспериментатором в области стиха, Генсбур не считал себя поэтом и неоднократно открещивался от подобных утверждений. Тем не менее его песни изобилуют неожиданными и изысканными рифмами, виртуозными каламбурами. В текстах Генсбур активно пользовался английскими словами, грамматикализованными на французский лад (так называемый стиль franglais, «франглийский»), подчеркивая свою ориентированность на поп-культуру. Генсбур оказал на французскую песню огромное влияние, избавив этот жанр от многих «старомодных» поэтических и музыкальных условностей.

Генсбур также известен как автор романа «Евгений Соколов» (1980).

Работа в кино

С начала 1960-х Генсбур постоянно пишет музыку к французским фильмам (он автор более 40 саундтреков). Как актер снялся за 30 лет в 44 фильмах, в том числе в картинах «Слоган», «Стриптиз» «Босс», «Анна», «Марихуана» (к которым написал музыку) и др. Как режиссер снял четыре фильма (не считая видеоклипов и рекламных роликов): «Je t’aime… moi non plus» (Я тебя люблю…я тоже нет) (1976), «Equateur» («Экватор») (1983), «Charlotte for ever» («Шарлотта навсегда») (1986, с участием своей дочери Шарлотты Генсбур) и «Stan the Flasher» («Стэн-эксгибиционист») (1990).

В 1994 г. во Франции вышел фильм Жана Беккера «Элиза» (с участием Ванессы Паради и Жерара Депардьё), вдохновленный одноименной песней Генсбура и посвящённый ему.

В 2010 г. на экраны вышла картина Жоанна Сфара «Генсбур. Любовь хулигана» (фр. Gainsbourg, vie héroïque — дословно «Генсбур, героическая жизнь»), представляющая собой романтизированную биографию Генсбура с элементами вымысла. За роль Генсбура актёр Эрик Эльмонино был удостоен главной кинопремии Франции «Сезар» в номинации «лучшая мужская роль». В русском прокате главного героя озвучил Сергей Шнуров.
Смерть и похороны

Генсбур скончался 2 марта 1991 за рабочим столом в своей квартире на Рю де Верней в результате пятого инфаркта. Он похоронен вместе со своими родителями на кладбище Монпарнас в Париже. Его могила является одной из самых посещаемых наряду с могилами Жан-Поль Сартра, Симоны де Бовуар и Шарля Бодлера. Стихотворение последнего Le serpent qui danse (Танцующая змея) Генсбур положил на музыку в 1962 году.

На похоронах Сержа Генсбура 7 марта 1991 года помимо его родных присутствовали Катрин Денев, Изабель Аджани, Франсуаза Арди, Патрис Шеро, Эдди Митчелл, Рено, Джонни Холлидей, политики Жак Ланг и Катрин Таска, а также бригада поваров и работников ресторана L’Espérance, который он часто посещал в свои последние дни. Президент Франции Франсуа Миттеран в надгробной речи сказал: «Он был нашим Бодлером, нашим Аполлинером… Он возвел песню в ранг искусства». Катрин Денев прочитала над могилой Генсбура его стихотворение Fuir le bonheur de peur qu’il ne se sauve (Бежать от счастья).

Бежать от счастья, пока оно само не убежало
Пока лазурь небес не обратилась свинцом
Подумать или перейти к иному,
лучше

Бежать от счастья, пока оно само не убежало
Сказать себе, что над радугой
Выше, сияет лучезарное
солнце

Верить в богов,
даже когда все кажется таким отвратительным,
Что сердце проходит через круги ада

Бежать от счастья, пока оно само не убежало
Как мышка в уголке алькова

Добавить отзыв

Жанры, в которых пишет Генсбур Серж

Оставьте свой отзыв!

Ещё никто не оставлял свой отзыв. Будьте первым!