Глазунов Илья Сергеевич. Биография

Дата рождения: 10 июня 1930 года.

Народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, профессор

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать — Глазунова Ольга Константиновна. Супруга — Виноградова-Бенуа Нина Александровна (умерла в 1986 году). Сын — Глазунов Иван Ильич, художник. Дочь — Вера Ильинична, художник.

Всеобъемлющей страстью, любовью и болью, главной темой творчества И. С. Глазунова является Россия. Россия, породившая его, давшая своей величественной и трагической историей импульс к творчеству, сформировавшая мировоззрение и выдвинувшая в мир одним из наиболее ярких "провозвестников" и проповедников дела ее пробуждения и возвращения на верный исторический путь, с которого она была сбита Октябрьским переворотом 1917 года и чудовищным коммунистическим экспериментом.

К исполнению такой роли Глазунова призывало и происхождение, и будто специально уготовленные испытания судьбы. Он родился в семье, имевшей глубокую и славную родословную. Сама фамилия Глазуновых исходит из Московской губернии. Двоюродный дед художника был иконописцем, а его брат — дед по линии отца — служил управляющим большим концерном "Джордж Борман" и удостоился чести стать почетным гражданином Царского Села.

По линии матери корни родословной идут в VI век, в Чехию, где в то время правила славянская королева Любуша, нашедшая себе, по романтическому преданию, мужа-пахаря. Отсюда и фамилия этой родовой ветви — Флуг (плуг). С Россией судьба этой фамилии сомкнулась при Петре I, когда прапрадед художника Готлиб был приглашен из Шварцвальда в Санкт-Петербург преподавать фортификацию.

По воспоминаниям матери художника, ее двоюродный дядя по фамилии Арсеньев был воспитателем царя Александра II, а двоюродный дед художника, генерал Григорьев, — директором Петербургского кадетского корпуса. Один из сыновей, Юрий, служил старшим офицером на яхте Николая II "Штандарт".

Илья Глазунов — художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.

"Художником меня сделал Ленинград, — говорит он, — с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер... Эрмитаж — мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах... Сколько помню себя — рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни — кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: “Живи!”".

Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами...

Память о войне всегда живет в душе художника. Уже будучи взрослым человеком, студентом Ленинградского художественного института имени И. Е. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине "Дороги войны", полной истинного драматизма и правды жизни. Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Академическое начальство единодушно отвергло картину, назвав ее антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа: "Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск — такого еще не было в советском искусстве".

Картину несколько лет не выставляли. На знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в Манеже в 1964 году, он все-таки осмелился ее показать. Однако выставка была закрыта, а картина передана в Дом офицеров, где была уничтожена.

...Эвакуированный из Ленинграда, маленький Илья оказался в старинной деревеньке Гребло, затерянной в дремучих новгородских лесах. Вместе с деревенскими сверстниками копал картошку на поле, работал на гумне, пас колхозное стадо. Эти годы оставили глубокий след в сознании будущего художника, им он во многом обязан пониманием русского характера, ощущением поэтики русского пейзажа.

Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу при Институте имени И. Е. Репина Академии художеств СССР, а затем в институт, где занимался в мастерской народного художника СССР профессора Б. В. Иогансона. То был период поисков своего пути в искусстве, своего понимания реализма — как выражения внутреннего мира человека, передаваемого через правду объективного мира. Следуя методу русской национальной школы, Глазунов уже на раннем этапе своего творчества много внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.

В Институте имени И. Е. Репина 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, Нину Александровну Виноградову-Бенуа. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя Н. А. Бенуа 30 лет был главным художником "Ла Скала", другой родственник — всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать — родная сестра бабушки Нины Александровны — была дочерью архитектора и ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа.

Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном доме работников искусств в Москве. Невиданный громадный успех, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещавшей о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесенном молодым художником, поставил это событие в разряд исторических явлений. Основанием для проведения выставки послужило получение Глазуновым Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге. Художник представил 80 графических и живописных работ. В их создании выразилось творческое кредо художника-реалиста, понимающего реализм по Достоевскому — "в высшем смысле этого слова". "Нет ничего фантастичнее реальности" или, как говорил один из любимых художников Глазунова — М. А. Врубель, "только реализм родит глубину и всесторонность". Поток зрителей, желавших попасть на выставку, нарастал с каждым часом, а в день ее обсуждения властями была вызвана для укрощения страстей милиция, что впоследствии стало атрибутом и других выставок Глазунова. Официальная критика на первых порах пребывала в шоковом состоянии, затем по поводу творчества молодого художника разгорелась жестокая полемика, разделившая публику на два непримиримых лагеря.

И сегодня имя Ильи Глазунова — своего рода лакмусовая бумажка, которая сразу выявляет мировоззрение человека. Не случайно один из великих писателей современности недвусмысленно сказал: "Тот, кто против Глазунова, тот против России. И наоборот". Зрители и авторы публикаций, приветствовавшие появление дерзкого таланта, отмечали его глубоко национальный характер, говорили о правде жизни и поэтическом видении, об открытии новых и свежести трактовки таких вечных тем, как любовь, об особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для возраста художника глубине проникновения в мир своих героев. Другие в его творчестве усматривали увлеченность западными веяниями, упадничество и пессимизм. Именно в таком духе велось обсуждение выставки в высших партийных инстанциях, которого удостоился дотоле неизвестный студент. После закрытия выставки идеологические баталии вокруг нее не закончились, что в немалой степени осложняло всю дальнейшую судьбу Глазунова.

Большинство исследователей да и сам художник выделяют четыре основных цикла в его творчестве.

Жизнь современника, поэзия будней большого города — тема его лирического "Городского цикла", в который входят такие картины, как "Ленинградская весна", "Город", "Последний автобус", "Ушла" и др. Для города Глазунова характерно особое психологическое настроение, передающее состояние духа художника. Порой Глазунов выражает настроение своего лирического героя, показывая город, увиденный его глазами.

Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной — есть постыдное равнодушие" — эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России". Более 40 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его. "Олег с Игорем", "Князь Игорь", "Два князя", "Русский Икар", "Проводы войска", "Канун" (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Мистерия XX века", "Вечная Россия" и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Руси.

Важный этап творчества художника — иллюстрация литературных произведений. Если цикл "Город" сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрации к произведениям Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна... Из прочтения всего писателя, из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины — такой, каким он выкристаллизовался в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда "иллюстрация" в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен.

Тема — "Достоевский и Глазунов" — предмет особого рассмотрения. В истории мирового искуства известны случаи слияния творчества художника и писателя, становящиеся неким классичским актом. Но в данном случае стоит говорить о совершенно удивительном воплощении творчества писателя не только в искусстве художника, но и во всей его жизни. Раскрывая перед нами мир идей и образы, как он говорит "людей-идееносцев", и в самой фактуре работ "передать сумрачно-контрастную атмосферу духовного горения, борьбы света и мрака, которая, по моему глубокому убеждению, является стихией Достоевского".

Весь свой творческий метод И. С. Глазунов определяет по Достоевскому как "реализм в высшем смысле этого слова", как выражение идеи борьбы добра и зла, где поле битвы — сердце человека. В своем искусстве он воплощает тип художника-выразителя, творящего "философские мыслеобразы", выражающие нравственные, социальные и эстетические категории, когда форма внешнего мира служит для выражения мира внутреннего. Недаром в свое время итальянская пресса назвала его "Достоевским в живописи".

Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. "Пишу молча, — рассказывает Илья Сергеевич. — Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Идеальная обстановка — если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Каждый портрет — экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый человек — вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе... Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет — документ человеческого духа, реальная форма гуманизма".

Для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выразить ее духовную жизнь.

Особо интересен портрет жены Глазунова — "Нина". Художница из знаменитой династии художников Бенуа, Нина стала спутницей, другом, помощником Глазунова.

Ильей Сергеевичем написаны портреты писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства: Сальвадора Альенде, Урхо Кекконена, Короля Испании Хуана Карлоса I, Федерико Феллини, Давида Альфаро Сикейроса, Джины Лоллобриджиды, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентия Смоктуновского, Виталия Севастьянова, Сергея Смирнова, Сергея Михалкова, Валентина Распутина... Многое написано с места событий. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России).

По просьбе ЮНЕСКО И. С. Глазунов создал монументальное панно "Вклад народов СССР в развитие мировой культуры и цивилизации", ныне украшающее один из холлов здания штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.

При широте взгляда, при всем разнообразии тем и изобразительных средств, высоком мастерстве живописца, своеобразии рисунка и колорита, манеры и почерка главное в творчестве Ильи Глазунова — цельность восприятия мира, его философский, идейный порыв, одухотворенность. Его работы освещены отблеском огня, который горит в душе, направляя течение мыслей. Все это составляет смысл жизни художника.

Творческая биография мастера неразрывно связана с театром. Еще в студенческие годы он был страстно увлечен музыкой, искусством выдающихся певцов и музыкантов, даже хотел было стать театральным художником. Этот импульс дал плоды в зрелую пору, когда вместе с супругой, тонким знатоком русского костюма, он создал потрясающее оформление к постановкам опер "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова в Большом театре, "Князь Игорь" А. Бородина и "Пиковая дама" П. Чайковского в Берлинской опере, к балету "Маскарад" А. Хачатуряна в Одесском оперном театре...

Здесь им были продолжены традиции великих русских художников, таких как В. Васнецов, А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин и др., заложивших на рубеже XIX—XX веков основные принципы современного театрально-декорационного искусства. Постановки с декорациями, созданными по эскизам И. С. Глазунова, воскрешающими дух знаменитых "Русских сезонов" в Париже, имели огромный успех. Театральные критики с восторгом отзывались о "поющей живописи" Глазунова, шедшего, как всегда, и против нынешних модернистских течений, захлестнувших театральную сцену, и против казенного натурализма.

Для многих русских художников, особенно прошедших школу Петербургской Императорской академии художеств, неизменным оставался интерес к архитектуре. Не мог быть чуждым ему и Илья Глазунов, выросший в атмосфере дворцовых ансамблей родного Питера. Первым его архитектурным проектом стал конкурсный проект музея народного искусства в Палехе, выполненный совместно с молодым архитектором Поликарповым в традициях "новорусского стиля", раздавленного в годы революции натиском авангарда. Вскоре Глазунов был приглашен в Мадрид, где тогда строилось новое здание советского посольства. В холле и залах здания, построенного по канонам "корбюзьевского" мышления, неожиданно открылся величественный державный дух русского зодчества, который исходил от столь любимого художником Петербурга и лучших творений отечественной архитектуры! Мэр Мадрида Терно Гальван говорил, что эти интерьеры станут украшением испанской столицы. А испанские журналисты писали, что "не надо даже ездить в Россию, все известно из работ Глазунова".

Особой вехой в биографии Глазунова была битва за спасение исторической Москвы — вернее, того, что от нее осталось к началу 1970-х годов. Известно, что особенно сильный ущерб был нанесен городу в 1930-е годы при реализации Генерального плана его реконструкции. Последующие перепланировки и перестройки довели Москву до того состояния, что она была вычеркнута из международного реестра исторических городов.

В начале 1960-х годов И. С. Глазунов создал патриотический клуб "Родина", к деятельности которого были привлечены многие авторитетные люди страны. Клуб стал одним из первых питомников национального самосознания. Увы, через некоторое время он был ликвидирован. Организация Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную и стабильную возможность вести борьбу за национальные святыни, — тоже во многом заслуга Глазунова.

Илья Сергеевич принимает деятельное участие в возрождении былого великолепия Старой Москвы. Среди его работ последних лет — непосредственное участие в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского дворца.

Работа в Кремле над реконструкцией интерьеров была особенно трудной и явилась камертоном для новых решений, которые должны были перечеркнуть унылую закостенелость советских обкомовских оформлений казенных помещений.

И. С. Глазунов, художественный руководитель и автор интерьеров 14-го корпуса, в короткий срок создает эскизы оформления интерьеров анфилад, залов, коридоров, приемных помещений Президента России в Кремле. Решение интерьеров, предложенное художником, напоминает о величии державного Петербурга, Павловска, Царского Села.

Работа над реконструкцией 14-го корпуса Кремля — одна из творческих побед И. С. Глазунова в его борьбе за возрождение великой культуры России.

За эту работу И. С. Глазунов удостоен Государственной премии Российской Федерации.

В последние годы И. С. Глазунов был назначен художественным руководителем по реконструкции и воссозданию Александровского и Андреевского залов Большого Кремлевского дворца в том виде, в котором их создал К. Тон. Кроме того, он возглавлял группу художников и архитекторов по проектированию новых помещений пятиэтажной Гостевой пристройки к Большому Кремлевскому дворцу, в том числе Аванзала, Петровского, Николаевского и других парадных залов.

На фоне маловыразительных помещений сталинской эпохи худржнику удалось создать прекрасный архитектурно-художественный ансамбль, не только гармонично продолжающий и развивающий традиции российского дворцового интерьера, но и заявивший о новых подходах к оформлению государственных представительских помещений, соответствующих своими интерьрами величию Российской державы.

Великие творцы, независимо от своей творческой профессии, всегда ощущали непреодолимую тягу к исповедальному слову. Суть этого влечения прекрасно определил Иван Ильин: "Они призваны не только творить, но и преподавать; не только созидать творения, но и подслушать свое творчество и рассказать о нем другим творящим людям... Мало самому гореть — надо других научить горению".

Не мог миновать этой стези и Илья Глазунов. В 1965—1966 годах в нескольких номерах журнала "Молодая гвардия" была напечатана его книга "Дорога к тебе" — лирическая исповедь о пути к познанию России, ее богатейшей истории и великой культуры, выделяющейся среди культур других народов своей православной духовностью. В те годы, когда само понятие "русское национальное сознание" было изъято из лексикона, эта книга воспринималась как гимн историческому бытию России, ее национальному величию.

Мысли и предчувствия, описанные в книге, Илья Глазунов упорно развивал затем и в творчестве, и в своих устных и печатных выступлениях.

Издательством "Наш современник", и затем в "Роман-газете" в 1996 году опубликована первая часть новой книги И. С. Глазунова "Россия распятая". Художник закончил и вторую часть этой уникальной работы о своей жизни, об истории России и взглядах художника на современные события. Обе части этой книги вышли в едином томе "Россия распятая" в 2004 году.

Илья Глазунов возглавлял мастерскую портрета в Институте имени В. И. Сурикова. По инициативе И. С. Глазунова в столице России в 1989 году создано уникальное учебное заведение — Российская академия живописи, ваяния и зодчества, учредителем которой с 1995 года является Правительство Российской Федерации. В академии ведется обучение по специальностям: "живопись", "скульптура", "реставрация и технология живописи", "архитектура", "история и теория изобразительного искусства", "охрана памятников истории и культуры". Архитектурный памятник XVIII века русского зодчего В. Баженова является учебным зданием академии. С 1843 года в этом здании располагалось Московское училище живописи, ваяния и зодчества, с которым связаны имена великих русских художников, прославивших отечественное изобразительное искусство. "Считаю, что миссия педагога-художника — воспитать личность, которая понимает свое время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого, скажем Ренессанса, лучших русских мастеров".

Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты от Мадрида до Токио, доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации.

В конце 1999 года и начале 2000 года состоялись выставки И. С. Глазунова в Московском и Петербургском манежах, где было представлено более 100 новых работ художника. В их числе большие полотна "Разгром храма в Пасхальную ночь", "Моя жизнь", "Наша демократия" и др.

К 850-летию столицы нашего государства И. С. Глазунов подарил городу Москве все свои работы, созданные за 40 лет творческой деятельности. По Постановлению Правительства города Москвы 31 августа 2004 года была торжественно открыта в центре города (на улице Волхонке, 13) Московская Государственная галерея Ильи Глазунова. Миллионы зрителей с открытием его галереи получили возможность постоянного общения с художником, который по праву называется властителем дум наших современников.

По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне 70-летия И. С. Глазунова, он назван "самым выдающимся художником XX века". Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса, в молодости хорошо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганда — орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств — в Мадриде и Барселоне — избрали Глазунова своим почетным членом.

И. С. Глазунов — народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997). Художник награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II, III и IV степени.

Живет и работает в Москве.

Жанры Глазунова Ильи Сергеевича

Поделиться страницей