Кальдерон Педро де ла Барка. Биография

Кальдерон Педро де ла Барка - Фото

Дата рождения: 17 января 1600 года. Дата смерти: 25 мая 1681 года.

Полная фамилия Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо – Calderon de la Barca Henao de la Barreda y Riano

Испанский драматург

Родился 17 января 1600г. в Мадриде, сын идальго из Монтаньи (область Астурии).

Учится в иезуитской коллегии.

1619 – начинает писать пьесы, затем всецело посвящает себя литературе.

Творчество Кальдерона можно разделить на четыре периода. В первый – «ученический» (до середины 1620-х гг.) – Кальдерон под влиянием Лопе де Вега создаёт комедии «Плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder, 1623), «Мнимый звездочёт» (El astrologo fingido, 1624), «Игра любви и случая» (Lances de amor y fortuna, 1625) и др., национально-патриотическая драма «Осада Бреды» (El sitio de Breda, 1625).

1620 – заканчивает изучение гражданского и канонического права в университетах Алкалы и Саламанки.

1625-1635 – до середины 1630-х гг. длится «синтетический» период творчества Кальдерона, который характеризуется стремлением к широким обобщениям, постановке философских и этических проблем, одновременной разработке нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (El principe constante, 1628-1629), «Жизнь есть сон» (La vida es sueсo, 1631-1632), «Сам у себя под стражей» (El alcaide de si mismo, 1636).

1635-1650 – в длящийся до конца 1640-х гг. «аналитический» период Кальдерон тяготеет к концентрированной разработке отдельных тем, раскрывая какую-либо ведущую черту в характере героя: «Врач своей чести» (El medico de su honra, 1635), «Саламейский алькальд» (El Alcalde de Zalamea, 1640-1645, изд. 1651).

1635-1638 – участвует в войне с Францией.

1637 – посвящён в рыцари Сантьяго.

1640 – участвует в экспедиции по усмирению Каталонии.

1651 – рукоположён в священники. Пишет много ауто (религиозные пьесы).

Начинается четвёртый период творчества – период «мелодраматических аллегорий», когда Кальдерон сочиняет для пышных придворных празднеств пьесы с музыкой, пением, балетными номерами.

1665 – после смерти своего покровителя Филиппа IV пишет в основном ауто и пьесы по заказу двора.

1680 – составляет список своих пьес, включающий 111 комедий и 70 ауто. В настоящее время известны 120 комедий и драм, 80 ауто и 200 пьес малых жанров; некоторые произведения не разысканы и известны только по названиям.

25 мая 1681 – Кальдерон умер в Мадриде.

1682-1691 – первое посмертное полное собрание пьес Кальдерона.

Биография

Кальдерон писал почти исключительно драмы и создал круг последователей в жанре испанской комедии. Его нововведения касались как стиля, так и драматургической техники. Он сохранил традиционные для комедии три акта, характерное для нее разнообразие размеров и решение характера в категориях таких национальных ценностей и поведенческих императивов, как честь, однако смысл его поэзии и драматической системы глубоко оригинален. Драма Кальдерона принадлежит барокко. Кальдерон часто прибегает к поэтическому приему, при котором блестящие метафоры громоздятся друг на друга, а затем сливаются в финальном перечислении, чтобы подчеркнуть логическое напряжение, порождаемое их разнородностью.

Биография драматурга, особенно в сравнении с жизнью других классиков золотого века, Сервантеса и Лопе де Вега, относительно бедна внешними событиями и фактическими данными.

Кальдерон родился в Мадриде, в семье дона Диего Кальдерона, секретаря казначейства, дворянина средней руки. Мать будущего драматурга Анна Мария де Энао была дочерью оружейника родом из Фландрии. Отец готовил Кальдерона к духовной карьере: он получил образование в мадридской иезуитской коллегии, также учился в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Тем не менее, в 1620 году Кальдерон оставил учёбу ради военной службы.

По некоторым сведениям, в 1625—1635 годах Кальдерон служил в испанских войсках в Италии и Фландрии, однако есть свидетельства и о его пребывании в Мадриде в этот период. Как драматург Кальдерон дебютировал пьесой «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder, 1623) и ко времени смерти своего великого предшественника и учителя, Лопе де Вега, последовавшей в 1635 году, уже считался первым драматургом Испании. Кроме того, он получил признание при дворе. Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова (Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра, устроенного в недавно сооружённом дворце Буэн-Ретиро. Кальдерону были предоставлены услуги лучших на то время музыкантов и сценографов. В пьесах, написанных в бытность Кальдерона придворным драматургом, заметно использование сложных сценических эффектов. Например, пьеса «Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la piedra, 1652) была представлена на острове посреди озера в дворцовом парке, а зрители смотрели её, сидя в лодках.

В 1640—1642 гг., исполняя воинские обязанности, Кальдерон в составе роты кирасир, сформированной графом-герцогом Оливаресом, участвовал в подавлении «Восстания жнецов» (национально-сепаратистского движения) в Каталонии. В 1642 году по состоянию здоровья он оставил военную службу и через три года удостоился пенсии. В дальнейшем он стал терциарием ордена св. Франциска, а в 1651 году Кальдерон был рукоположён в священники; вероятно, это было вызвано событиями в его личной жизни (смерть брата, рождение незаконного сына), о которых сохранилось мало достоверных сведений, а также начавшимися гонениями на театр.

После рукоположения Кальдерон отказался от сочинения светских пьес и обратился к autos sacramentales — аллегорическим пьесам на сюжеты, заимствованные главным образом из Библии и Священного Предания, драматически иллюстрирующим таинство Евхаристии. В 1663 году он был назначен личным духовником Филиппа IV (королевским капелланом); эту почётную должность за Кальдероном сохранил и преемник короля, Карл II. Несмотря на популярность пьес и благоволение королевского двора, последние годы Кальдерона прошли в заметной бедности.

Творчество

Драматургия Кальдерона — барочное завершение театральной модели, созданной в конце XVI — начале XVII века Лопе де Вега. Согласно списку произведений, составленному самим автором незадолго до смерти, перу Кальдерона принадлежит около 120 комедий и драм, 80 autos sacramentales, 20 интермедий и немалое число прочих произведений, в том числе стихотворений и поэм. Хотя Кальдерон менее плодовит, чем его предшественник, он доводит до совершенства созданную Лопе де Вега драматическую «формулу», очищая её от лирических и малофункциональных элементов и превращая пьесу в пышное барочное действо. Для него, в отличие от Лопе де Вега, характерно особое внимание к сценографической и музыкальной стороне спектакля.

Существует множество классификаций пьес Кальдерона. Чаще всего исследователи выделяют следующие группы:

Драмы чести. В этих произведениях главенствует традиционная для испанского барокко проблематика: любовь, религия и честь. Конфликт связан либо с отступлением от этих принципов, либо с трагической необходимостью их соблюсти, даже ценой человеческой жизни. Хотя действие часто происходит в прошлом Испании, обстановка и проблематика приближены к современным Кальдерону. Примеры: «Стойкий принц», «Саламейский алькальд», «Врач своей чести», «Живописец своего бесчестья».

Философские драмы. Пьесы этого типа затрагивают фундаментальные вопросы бытия, прежде всего — человеческой судьбы, свободы воли, причин человеческого страдания. Действие происходит чаще всего в «экзотических» для Испании странах (например, Ирландии, Польше, России); исторический и местный колорит подчёркнуто условен и призван акцентировать их вневременную проблематику. Примеры: «Жизнь есть сон», «Волшебный маг», «Чистилище святого Патрика».

Комедии интриги. Самая «традиционная» группа пьес Кальдерона включает в себя комедии, выстроенные по канонам театра Лопе де Вега, с запутанной и увлекательной любовной интригой. Инициаторами и самыми активными участниками интриги чаще всего становятся женщины. Комедиям присущ так называемый «кальдеронов ход» — случайно попавшие к героям предметы, письма, пришедшие по ошибке, потайные ходы и скрытые двери. Примеры: «Дама-невидимка», «В тихом омуте…», «По секрету вслух».

Независимо от жанра, стилю Кальдерона присущи повышенная метафоричность, ярко образный поэтический язык, логически выстроенные диалоги и монологи, где раскрывается характер героев. Произведения Кальдерона богаты реминисценциями из античной мифологии и литературы, Священного Писания, других писателей золотого века (например, намёки на персонажей и ситуации «Дон Кихота» есть в тексте «Дамы привидения» и «Саламейского алькальда»). Персонажи его пьес одновременно обладают одной главенствующей чертой (Киприан («Волшебный маг») — жажда познания, Сехисмундо («Жизнь есть сон») — неумение различать добро и зло, Педро Креспо («Саламейский алькальд») — стремление к справедливости) и сложным внутренним устройством.

Последний значительный драматург золотого века, Кальдерон, после периода забвения в XVIII столетии, был заново открыт в Германии. Гёте ставил его пьесы в Веймарском театре; заметно влияние «Волшебного мага» на замысел «Фауста». Благодаря трудам братьев Шлегель, которых особенно привлекала философско-религиозная составляющая его произведений («Кальдерон есть католический Шекспир»), испанский драматург обрёл широкую популярность и прочно занял место в качестве классика европейской литературы. Влияние Кальдерона на немецкоязычную литературу в XX веке сказалось в творчестве Гуго фон Гофмансталя.

Среди европейских романтиков, испытавших влияние Кальдерона или переводивших его произведения, также можно отметить Перси Биши Шелли, Юлиуша Словацкого, Вильгельма Кюхельбекера.

Основные произведения

  • «Стойкий принц» (El príncipe constante, драма чести, 1629)
  • «Дама-невидимка» («Дама привидение») (La dama duende, комедия, 1629)
  • «Поклонение кресту» (La devoción de la Cruz, философская драма, 1634)
  • «Жизнь есть сон» (La vida es sueño, философская драма, 1635)
  • «Врач своей чести» (El médico de su honra, драма чести, 1635)
  • «Волшебный маг» (El mágico prodigioso, философская драма, 1635)
  • «Чистилище святого Патрика» (El purgatorio de San Patricio, философская драма, 1643)
  • «Саламейский алькальд» («Алькад в Саламее») (El alcalde de Zalamea, драма чести, ок. 1645)
  • «Великий театр мира» (El gran teatro del mundo, ауто, 1649)
  • «В тихом омуте…» (Guárdate del agua mansa, комедия, 1649)
  • «Роза и человек» (сонет)
  • «С весёлостью и пышной, и беспечной...» (сонет)
  • «Они очей очарованием были...» (сонет)
  • «К цветам» («Казались сада гордостью цветы...») (сонет)
  • «Нет, меня не веселит...» (сонет)
  • «Рассыпанные по небу светила...» (сонет)
  • «К розам» (сонет)
  • «Розы» (сонет)

Книги Кальдерона Педро де ла Барка Энао. Читаем онлайн бесплатно без регистрации

Автор 1
2018
ru
Кальдерон Педро де ла Барка

Жанры Кальдерона Педро де ла Барка Энао

Список книг Кальдерона Педро де ла Барка Энао. Читать, скачать онлайн бесплатно без регистрации

  1. Жизнь – это сон

Поделиться страницей