Хайям Омар. Биография

Хайям Омар - Фото

Дата рождения: 1048 год. Дата смерти: 1131 год.

Омар Хайям — известный персидский поэт, мыслитель, астролог и математик, автор книг в жанре древневосточной литературы.

Омар Хайям появился на свет в мае 1048 года в иранском городе Нишапуре в семье ремесленника. Уже в детстве мальчик проявлял удивительные способности к изучению точных и философских наук, которые начал осваивать с восьми лет, а в возрасте двенадцати лет Омар продолжил свое образование в медресе — мусульманской духовной семинарии Нишапура. По окончании учебы он получил право на врачебную деятельность, однако предпочел ее изучению астрологии и астрономии, математики и геометрии, философии и литературы.

Когда Хайяму было шестнадцать лет, скончались его отец и мать. С этого момента началось время странствий будущего поэта — он продал родительский дом и отправился учиться в Самарканд, где, поразив всех учителей своими блестящими способностями, почти сразу стал преподавателем в местном медресе. Спустя четыре года Хайям переехал в Бахару, где занялся писательской деятельностью, результатом которой стали четыре объемных математических трактата. В 1074 году по приглашению приближенных султана Мелик-шаха он отправился в Исфахан, и вскоре стал духовным учителем правителя и главным смотрителем его обсерватории. В эти годы Хайям активно занимался астрономией: разработал солнечный календарь, составил каталог звезд в таблицах, а также создал три научных труда, два из которых были учениями о числах. Спустя восемнадцать лет, после кончины его высокопоставленных покровителей и самого султана, Омар подвергся гонениями со стороны религиозных фанатиков за свои вольнодумные идеи и покинул Исфахан. Стремясь убедить всех в истинности своей веры, Омар Хайям совершил паломничество в колыбель ислама Мекку, а затем осел в Багдаде, где занимался преподавательской деятельностью в академии Низамийе. Лишь к концу жизни поэт смог вернуться в Нишапур, где провел последние спокойные годы своей жизни. По астрологическим подсчетам, Омар Хайям прожил восемьдесят три года и умер в 1131 году.

Поэт прославился в столетиях благодаря своим мудрым философским четверостишиям — рубайят, которые стали известны на Западе лишь в девятнадцатом веке, когда их перевел на английский язык литературовед и поэт Эдвард Фицджеральд. В этих коротких, но очень глубоких строках заложена древняя мудрость, не лишившаяся своей актуальности и сегодня. Рубайят Хайяма цитируют по сей день, а поклонники творчества персидского поэта отмечают, что его слова не имеют временных границ и заставляют каждого прочитавшего их задуматься об истинном смысле жизни. Его четверостишия вошли в популярные сборники «В этом мире любовь — украшенье людей», «Когда песню любви запоют соловьи», «Рубайат в классическом переводе Германа Плисецкого», «Омар Хайям. Избранное».

По оставшимся его научным трудам и сообщениям современников установлены некоторые детали биографии. Около 1069 г. он, находясь в Самарканде, написал трактат «О доказательствах задач алгебры и ал мукабалы» А до этого были написаны два математических трактата. В 1071 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане, в 1077 г. завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», в 1079 г. вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь.

В середине 90 х годов XI в., после закрытия обсерватории, вызванного сменой правителей, Хайям совершил паломничество в Мекку. Об этом сообщает один из его недружелюбных биографов Ибн Ал Кифти следующими словами: что он совершил паломничество «… придержав поводья своего языка и пера, из страха, а не из благочестия».

Около 1097 г. Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно в это время он написал свой философский трактат на языке фарси –«О всеобщности бытия».

Последние 10 15 лет жизни Хайям провел в уединении в Нишапуре. Он мало общался с людьми. Об этом сообщает историк Бейхаки: «Был скуп в сочинении книг и преподавании…»

По видимому, последние годы жизни Хайяма про ходили тяжело. Он пишет:

Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?

Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдет?

Тесна мне бытия печальная темница, –

О, если б дверь найти, что к вечности ведет.

Он дружил в эти годы только с книгой. Как сообщает Бейхаки, в последние часы своей жизни Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины. Он дошел до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на это место зубочистку, встал, помолился и умер.

Таким образом, его биография мало отличается от типичной биографии ученого, стремительно поднятого на вершину служебной лестницы при одних правителях, интересы которых совпадают с его научными познаниями, и терпящего тяготы, опалу, когда на смену приходят другие правители.

Биографы, достаточно близкие к нему по времени, говорят в основном о его учености и научных трактатах.

Только Ибн Ал Кифти пишет о стихах, «жалящих как змея».

В трудах советских исследователей на богатом фактическом материале неопровержимо доказаны исторические заслуги Омара Хайяма как ученого, который сделал ряд важнейших открытий в области астрономии, математики, физики и других наук. Например, математические исследования Хайяма и теперь имеют определенную ценность и переведены на разные языки.

Открытия Омара Хайяма впоследствии были подробно разработаны азербайджанским математиком Насреддином Туей и в его трудах дошли до европейских ученых.

Творчество Хайяма – это одно из удивительных явлений в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, и, пожалуй, всего человечества.

Если его труды принесли огромную пользу в развитии наук, то замечательные четверостишия до сих пор покоряют читателей своей предельной емкостью, лаконичностью, простотой изобразительных средств, гибким ритмом.

О поэзии Омара Хайяма исследователи судят по разному. Некоторые считают, что поэтическое творчество было для него просто забавой, которой он предавался в свободное от основных научных занятий время. И все же рубаи Хайяма, не зная ни временных, ни национальных границ, пережили века и династии, дошли до наших дней.

Маленькая книжечка живет на его родине, в соседних странах, во всем мире, переходит из рук в руки, из дома в дом, из страны в страну, из века в век, будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни, о счастье, ограждает от религиозного дурмана, срывает маску благочестия со святош ханжей.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что Хайям в своих строках очень высоко ценит человека:

Цель творца и вершина творения – мы.

Мудрость, разум, источник прозрения – мы.

Этот круг мироздания перстню подобен. –

В нем граненый алмаз, без сомнения, мы

Не сближает ли это Хайяма с деятелями эпохи Возрождения? Великие гуманисты, деятели Ренессанса считали, что «человек – мера всех вещей», он – «венец вселенной», и боролись за возвращение человеку утраченного достоинства.

Хайям страстно желал переустройства мира и делал для этого все, что в его силах: открывал законы природы, устремлял взгляд на звезды, вникал в тайны мироздания и помогал людям освобождаться от духовного рабства. Он видел, что величайшее зло для человека – это религиозное заблуждение, что все религии сковывают человеческий дух, силу его разума. Хайям понимал, что только освободившись от этого, человек сможет жить свободно, счастливо.

Однако в творчестве Омара Хайяма немало сложных и противоречивых проблем.

Ученый, который в области математики, астрономии и физики сумел уйти намного вперед своего времени, отставал в понимании законов развития человеческого общества. В результате этого поэт, встретивший в жизни много трудностей, о которые одна за другой разбивались его благородные мечты, переживший немало трагических моментов, в ряде своих рубаи уступает место фатализму, говорит о непредотвратимости судьбы, порой впадает в пессимизм.

Что миру до тебя? Ты перед ним – ничто:

Существование твое лишь дым, ничто.

Две бездны с двух сторон небытия зияют

И между ними ты, подобно им – ничто.

Скептическое отношение к жизни на земле, отрицание этой жизни, отшельничество было широко распространено на средневековом Востоке.

Этот мир считался временным, преходящим… Сотни, тысячи богословов и философов проповедовали, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти.

Однако даже в тех четверостишиях Хайяма, в которых на первый взгляд очень сильны пессимистические мотивы, мы в подтексте видим горячую любовь к реальной жизни и страстный протест против ее несовершенства.

Творчество Хайяма – еще одно доказательство того, что в средние века, в период инквизиции, всеобщего гнета темных религиозных сил, духовное развитие человеческого общества не останавливалось и не могло остановиться.

Научное и литературное наследие Омара Хайяма служило и служит Человеку, являясь яркой страницей в культуре народов мира.

Книги Хайям Омара. Читаем онлайн бесплатно без регистрации

Жанры Хайям Омара

Список книг Хайям Омара. Читать, скачать онлайн бесплатно без регистрации

  1. Великая мудрость Востока
  2. Волшебный сад восточной мудрости
  3. Древо бытия Омара Хайяма. 1000 афоризмов, изречений и высказываний выдающегося врача и математика, гениального философа и самого знаменитого поэта всех времен и народов
  4. Мой закон: быть веселым и вечно хмельным
  5. Мудрость поэтов Востока
  6. Омар Хайям. Лучшие афоризмы
  7. Рубаи
  8. Рубаи о жизни и любви
  9. Рубаи Омара Хайяма, написанные от руки
  10. Рубайат

Поделиться страницей