Херасков Михаил Матвеевич. Биография

Херасков Михаил Матвеевич - Фото

Дата рождения: 5 ноября 1733 года. Дата смерти: 7 октября 1807 года.

Русский поэт, прозаик, драматург

25 октября (5 ноября) 1733 – Херасков Михаил Иванович родился в городе Переяславле Полтавской губернии. Происходил из родовитой валашской семьи Хереско, переселившейся в Россию при Петре I. Мать Хераскова вторым браком была замужем за князем Н.Ю.Трубецким – вельможей, не чуждым ученых и литературных интересов, приятелем А.Д.Кантемира и адресатом его VII сатиры «О воспитании».

1743-1751 – учится в петербургском Сухопутном шляхетском корпусе. В корпусе действует любительский театр под фактическим руководством А.П.Сумарокова, оказывающего значительное влияние на литературные занятия и вкусы кадетов. Вероятно, к этому периоду относятся ранние стихотворные опыты Хераскова, до нас не дошедшие.

1751 – определен подпоручиком в Ингерманландский пехотный полк.

1755 – переходит на статскую службу в Коммерц-коллегию.

1756 – после переезда в Москву занимает должность асессора (надзирающего за студентами) в только что открытом (1755) университете. Вскоре в его ведение переданы также университетская библиотека (1756), типография (1757), минералогический кабинет (1759) и театр (1761).

1758 – дебютирует на литературном поприще с трагедией «Венецианская монахиня», вышедшей отдельным изданием в университетской типографии (сведений о постановке ее на сцене нет).

1761 – начинает исполнять обязанности директора университета. В этом же году напечатана его дидактическая поэма «Плоды наук», не имевшая большого успеха. Написана комедия «Безбожник».

1760–1762 – организовывает издание журнала при университете «Полезное увеселение».

1762 – выход сборника «Новые оды». Написана трагедия «Пламене» (опубл. 1765).

1763 – издает журнал «Свободные часы».

1763-1770 – официально занимает должность директора университета.

1764 – издание сборника «Нравоучительные басни».

1766 – работает над трагедией «Мартезия и Фалестра» (сюжет заимствован из трагедии Т.Корнеля Ariane).

1768 – роман «Нума Помпилий».

1769 – выход сборника «Философические оды или песни».

1770 – Херасков назначен вице-президентом Берг-коллегии и переезжает на жительство в С.-Петербург.

1770 – комедия «Ненавистник».

1771 – поэма «Чесменский бой».

1772 – написана трагедия «Борислав» (опубл. 1774).

1772–1773 – издает журнал «Вечера».

1774 – «слезная драма» «Друг несчастных».

1775 – Херасков выходит в отставку без содержания (видимо, за его связи с масонством). Написана «слезная драма» «Гонимые».

1777 – Херасков знакомится с Н.И.Новиковым.

1777-1779 – вместе Новиковым принимает участие в издании масонского журнала «Утренний свет».

1778 – поэма «Россияда» - полномасштабный героический эпос, который должен был занять в русской поэзии место, подобное тому, что занимает «Энеида» Вергилия в латинской. Создать национальный эпос в соответствие с классическими требованиями, который обеспечил бы русской словесности достойное место в кругу европейских литератур, пытались и М.Ломоносов, подражавший «Генриаде» Вольтера в поэме «Петр Великий», и Сумароков, сочинивший лишь вступление к своей «Димитрияд»е, и др., но только Хераскову удалось довести дело до конца, с чем и связана специфическая и, на взгляд позднейших читателей, несколько преувеличенная известность «Россияды» в XVIII – начале XIX вв. Она соответствовала всем требованиям, предъявляемым теорией к сочинениям такого рода: повествовала о ключевом событии в русской истории (покорение Казани при Иоанне IV, которое, по мнению Хераскова, знаменовало окончание эпохи ордынского ига над Россией), изобиловала элементами фантастики (русским покровительствуют ангелы и святые, замученные в Орде; татарам – адские силы), была написана александрийским стихом и имела соответствующий зачин. Наряду с «героическими» песнями, в которых говорится о сражениях, небесных явлениях и т.п., в «Россияде» есть и «романические» песни о любовных интригах при дворе казанской царицы Сумбеки. Причем их так много, что позднейшие критики (А.Ф.Мерзляков) упрекали Хераскова в нарушении единства поэмы, но именно эти песни сообщают «Россияде» некоторую занимательность.

1778-1802 – занимает должность куратора Московского университета, являясь фактическим руководителем университета, с перерывом в несколько месяцев, когда к концу царствования Павла I (март 1801) в результате какого-то недоразумения выходит в отставку и вновь вступает в должность уже при Александре I.

1778 – будучи куратором Московского университета, основывает университетский благородный пансион.

1779 – при посредничестве Хераскова Новиков переезжает в Москву и арендует на 10 лет университетскую типографию. Известная книгоиздательская деятельность Новикова в 1779–1792 проходит под покровительством Хераскова.

1781 – в Москве учреждена Директория масонов-розенкрейцеров. В ее состав вошел и Херасков. При его поддержке «московские мартинисты» (как их называли за приверженность учению французского мыслителя Сен-Мартена) открывают в университете Учительскую (1779) и Переводческую (1782) семинарии.

1782 – трагедия «Идолопоклонники, или Горислава».

1785 – эпическая поэма «Владимир возрожденный». Она была уже не героическим, а скорее психологическим эпосом («своеобразной масонской «Одиссеей», по определению Л.В.Кулаковой). Речь в ней идет о князе Владимире, крестителе Руси, о его восхождении к высотам истины и нравственного совершенства. Внешние события в поэме служат лишь «знаком» того, что происходит во «внутреннем человеке». Отступление от образцов сказывается даже в количестве «песен»: если в «Россияде» их 12, как в «Энеид»е и др., то во «Владимире» – 15 (в 3-й ред. – 18). Тем не менее «Россияда» и «Владимир» воспринимались современниками как произведения, сходные по своей роли в русской поэзии.

1786 – «драма с песнями» «Милана».

1787 – роман «Кадм и Гармония».

1790 – поэма «Вселенная, мир духовный» в трех песнях поэма о творении мира и грехопадении Адама, написанная в подражание «Потерянному раю» Дж.Мильтона и «Мессиаде» Ф.-Г.Клопштока.

1792 – роман «Полидор, сын Кадма и Гармонии».

1795 – поэма-аллегория «Пилигримы, или Искатели счастья».

1796 – «слезные драмы» «Школа добродетели», «Извинительная ревность».

1796-1802 – выходят сочинения Хераскова «Творения» (ч. 1–12).

1798 – трагедия «Освобожденная Москва».

1800 – поэма «Царь, или Освобожденный Новгород», поэма, явившаяся откликом на Французскую революцию и утверждающая принцип самодержавия.

1805 – издана «Бахариана» – пространная, изобилующая приключениями с «прикровенным» нравоучением «богатырская сказка» (безрифменный стих с дактилическими окончаниями, имитирующий народное тоническое стихосложение, – подражание «Илье Муромцу» Н.М.Карамзина и «Добрыне» Н.А.Львова). В том же году выходит поэтический трактат о стихотворстве «Поэт».

1802 – недовольный начавшимися под руководством Александра I реформами, Херасков подает в отставку.

27 сентября (7 октября) 1807 – Херасков умер в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

1807 – последнее произведение Хераскова – трагедия «Зореида и Ростислав» –опубликовано уже после его смерти и получила премию Российской академии.

Жанры Хераскова Михаила Матвеевича

Поделиться страницей