Лао-цзы. Биография

ЛАО-ЦЗЫ (6—5 вв. до н.э.) — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором "Дао дэ цзин" — "Книги о даопути и благой си-ле-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет "следование естественности" ("цзы жань"): если основной отличительной чертой "благородного мужа", рисуемого Конфуцием, выступает деятельная активность, организуемая церемониальными правилами "ли", то "совершенно-мудрый" у Л. исповедует принцип "недеяния" ("у вэй"), означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел. Соответственно, в отличие от преимущественно этико-политической трактовки "дао" у Конфуция, Л. вел речь о вселенском "дао" как общемировом естественном ритме событий. "Дао" — "глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли" — предшествует миру оформленных вещей ("ю") и относится Л. к непроявленному бытию ("у"). Не имеющее никакой внешней определенности, оно отождествляется с пустотой, но это именно рождающая пустота, неисчерпаемая потенция любой конкретной формы. Понимание неизначальности всякой определенности инициирует диалектические идеи спонтанного изменения ("все сущее изменяется само собой") и взаимоперехода противоположностей ("превращение в противоположность — движение дао").

Порождающее действие "дао" изображено в "Дао дэ цзин" в виде следующей последовательности: "дао" рождает одно (частицы-"ци" как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала "инь" и "ян"), два рождают три (великую триаду Небо — Человек — Земля), а три рождают все вещи. "Дао" и "дэ" в концепции Л. неразрывно связаны: "дао" рождает вещи, "дэ" взращивает-совершенствует их. При этом в "Дао дэ цзин" различаются высшее и низшее "дэ". Последнее связывается с конфуцианской стратегией культуро-творческого усилия и совершения добрых дел на основе церемониальных предписаний "ли"; в противоположность этому "совершенномудрый", содержащий в себе высшее "дэ", естественностью и гармоничностью подобен новорожденному. Совершенномудрый, как и "дао", "действует недеянием", все создавая, ничего не присваивает и ни над чем не властвует. Только "добродетель-дэ", основанная на дао, обладает гармонизирующей силой: если отступление от "дао" ведет к смуте и гибели, то при сохранении "дао" Небо и Земля сливаются в гармонии, а народ и без приказов успокаивается, возвращаясь к простоте и естественности жизни. Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному "дао" вплоть до отождествления ("кто служит дао, тот тождествен дао"); с этим аспектом концепции "Дао дэ цзин" связаны более поздние даосские поиски практических средств достижения физического бессмертия.

Добавить отзыв

Книги Лао-цзы. Читаем онлайн бесплатно без регистрации

Жанры, в которых пишет Лао-цзы

Список книг Лао-цзы. Читать, скачать онлайн бесплатно без регистрации***

  1. The Tao Teh King, or the Tao and its Characteristics
  2. Большая книга мудрости Востока
  3. Большая книга мудрости Востока
  4. Восточная мудрость
  5. Восточная мудрость
  6. Дао Дэ цзин
  7. Дао дэ Цзин
  8. Дао дэ Цзин. Книга о Пути и Добродетели (сборник)
  9. Дао дэ Цзин. Книга пути и благодати (сборник)
  10. Дао дэ цзин. Книга пути и достоинства
  11. ДАО-ДЭ-ЦЗИН или Писание о нравственности
  12. Книга о Пути жизни (Дао-Дэ цзин). С комментариями и объяснениями
  13. Книга пути и благодати
  14. Слово о пути истины и внутреннем достоинстве. перевод с древнекитайского И. М. Носов (изд. 2-ое)
  15. Слово о пути истины и внутреннем достоинстве. перевод с древнекитайского И. М. Носов (изд. 2-ое)

Оставьте свой отзыв!

Ещё никто не оставлялсвой отзыв. Будьте первым!