Лорка Федерико Гарсия. Биография

Лорка Федерико Гарсия - Фото

Дата рождения: 5 июня 1898 года. Дата смерти: 19 августа 1936 года.

Испанский поэт и драматург

Родился 5 июня 1898г. в селении Фуэнтевакерос, в семье зажиточного андалусского землевладельца.

Изучает право в Гранадском университете и литературу в Мадридском.

С детских лет Лорка интересуется музыкой. Это его увлечение поддерживает композитор М.де Фалья, который вводит Лорку в мир «глубокого пения» (cante jondo) – одной из древнейших и самых характерных традиций андалусского народного творчества.

1909 – семья переезжает в Гранаду, где Лорка учится в школе Святого Сердца Иисусова, одновременно занимаясь музыкой.

1914 – поступает на факультет литературы и философии и факультет права Гранадского университета.

1915 – первые сохранившиеся стихи Лорки, навеянные чтением любимых поэтов: Р.Дарио, А.Мачадо, Х.Р.Хименос.

1917 – первое выступление в печати – статья «Символическая фантазия», написанная к столетию со дня рождения поэта Хосе Серильи, помещённая в «Бюллетене» гранадского Литературно-художественного центра, в работе которого Лорка принимает участие.

Летом 1917г. в составе группы студентов Лорка путешествует по Испании под руководством профессора теории литературы и искусства М.Домингеса Берруэты. Во время путешествия Лорка знакомится с М.Унамуно и А.Мачадо.

1918 – выходит сборник набросков в прозе и путевых очерков «Впечатления и картины» (Impresiones y paisajes) – результат поездки по Испании.

1919-1929 – Лорка, переехав в Мадрид, живёт в Студенческой резиденции (вольном университете), ежегодно навещает Гранаду.

1921 – выходит первый поэтический сборник «Книга стихов» (Libro de poemas) Лорки, также отмеченный влиянием Р.Дарио и Х.Р.Хименеса, но уже здесь отчетливо выявляются две отличительные черты его дарования: музыкальность стиха и связь с народной культурой.

1921-1922 – создаётся сборник стихов «Поэма о канте хондо» (El Poema del cante jondo, изд. 1931г.). Это цельное произведение, объединённое образами-лейтмотивами, местом действия, единством времени. Главная тема «Поэмы…» – жизнь под угрозой насильственной смерти, противостояние личности и мира бездны мифических стихий, безысходность. Каждый цикл «Поэмы…» посвящён судьбе одной из песен – жанров канте хондо, которые, как и силы природы, становятся живыми существами: «Поэма о цыганской сигарете», «Поэма о солеа» и т.д.

1927 – выходит вторая книга стихов «Песни» (Canciones), где Лорка соединяет глубочайший лиризм с драматическим видением жизни, характерным для андалусских песен. Под лирической формой огромное эмоциональное напряжение, которое отражает его восприятие жизни как рокового предначертания судьбы.

В 1927 г. создано драматическое произведение «Мариана Пинеда» (Mariana Pineda), в основе которого лежит народная легенда, рассказанная в романсе. Благодаря её распространённости и множеству предсказаний, рассеянных по драме, внимание переносится на внутренний мир героини.

В этом же году Лорка выставляет свои художественные работы в Барселоне.

1928 – выходит сборник стихов, посвящённый судьбам андалусских цыган, – «Цыганское романсеро» (Romancero gitano). Здесь Лорка возрождает и преображает старинный испанский жанр романса.

В этом же году вместе с другими молодыми литераторами Лорка издаёт в Гранаде журнал «Гальо» (Gallo), в котором публикует несколько своих рассказов.

1929 – Лорка едет в США, посетив по дороге Париж и Лондон, и учится на курсах английского языка при Колумбийском университете.

1930 – пьеса «Волшебная башмачница» (La Zapatera prodigiosa), во многом близкая к народному фарсу. Конфликт здесь основан на безысходной любви – одной из основных тем творчества Лорки.

1931 – Лорка создаёт своеобразный триптих: книгу стихов «Поэт в Нью-Йорке» (Poeta en Nueva York, опубл. посмертно в 1940), пьесы «Публика» (El publico) и «Когда пройдёт пять лет» (Asi que pasen cinco anos). Эти произведения выделяются в творчестве писателя своей наибольшей близостью к авангарду и сюрреализму.

В 1931г. съезд Федерации испанских студентов решает создать передвижной университетский театр «Ла Баррака» (Балаган), цель которого – возродить в Испании интерес к классической национальной драматургии. Лорка возглавляет его, театр даёт спектакли, разъезжая по стране.

1933 – написана пьеса «Любовь дона Перлимплина» (Amor de Don Perlimplin con Belisa en su jardin, опубл. 1941) о безысходной любви и трагедия «Кровавая свадьба» (Bodas de sangre), премьера которой состоится в Мадриде 8 марта 1933г. и имеет огромный успех. Уже в названии этой пьесы сочетаются несовместимые понятия – праздник и убийство. Конфликт в пьесе рождается из столкновения обыденности и поэзии. Попытка обрести внутреннюю свободу оканчивается смертью.

1934 – трагедия «Иерма» (Yerma), события которой вытекают из характера героини, цельного и сосредоточенного на одном желании – стать матерью.

1935 – сборник стихов «Плач по Игнасьо Санчесу Мехиасу» (Llanto por Ignacio Sanchez Mehias), написанный на смерть знаменитого тореадора, его близкого друга. Также написан сборник стихов «Диван Тамарита» (Divan del Tamarit), возрождающий древние жанры касыды и газелли, привнесённые в Испанию арабской поэзией.

1936 – трагедия «Дом Бернарды Альбы» (La Casa de Bernarda Alba), задуманная как первый опыт «театра социального действия». Пьесу можно рассматривать как заключительную часть трилогии («Кровавая свадьба», «Иерма»), посвящённой судьбе женщины. Семейный очаг, который должен быть овеян теплом и уютом, становится символом злости и безумия, клеткой, из которой нет выхода.

Июль 1936 – Лорка выезжает из Мадрида в Гранаду, где начинается фашистский мятеж. 18 августа Лорку арестовывают.

19 августа 1936 – Лорка расстрелян франкистами в Гранаде.

Ещё в течение сорока лет после гибели поэта его творчество находится под запретом. Лишь после смерти Франко состоялось открытое чествование Лорки на его родине, в Фуэнтевакерос.

Поделиться страницей