Метерлинк Морис. Биография

Метерлинк Морис - Фото

Дата рождения: 29 августа 1862 года. Дата смерти: 6 мая 1949 года.

Метерлинк (Maeterlinck) Морис Полидор Мари Бернар (29. 8.1862, Гент, — 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции.

Идеалистические символистские взгляды раннего Метерлинка (изложены в книге «Сокровище смиренных», 1896) — реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства. В 1889 вышел сборник стихов Метерлинка «Теплицы», в 1896 — сборник «12 песен» (в 1900 — «15 песен»). Человек в ранних пьесах Метерлинка — жертва рока (сказка «Принцесса Мален», 1889; одноактные пьесы «Непрошеная», «Слепые», обе 1890; драма «Пелеас и Мелисанда», 1892); это драматургия молчания, намёков и недомолвок.

В пьесе «Смерть Тентажиля» (1894) намечена тема бунта против рока. В пьесах-сказках «Аглавена и Селизетта» и «Ариана и Синяя Борода» (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Книга «Мудрость и судьба» (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики.

В работе «Сокровенный храм» (1902) Метерлинк призывает к творческой и социальной активности; в этот период Метерлинк близок к социалистическим кругам. Драма «Сестра Беатриса» (1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма «Монна Ванна» (1902) утверждает героический подвиг во имя Родины.

В статьях тех лет Метерлинк выступает против фатализма в жизни и искусстве. Пьеса «Чудо святого Антония» (1903) — острая антибуржуазная сатира. В 1905 Метерлинк создал пьесу-сказку «Синяя птица», исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 и с тех пор — в репертуаре этого театра.

В годы 1-й мировой войны 1914—18 Метерлинк-публицист клеймит германский милитаризм. Пьеса «Обручение» (1918) продолжает рассказ об одном из героев «Синей птицы». Пьесы, написанные позднее, менее значительны («Бургомистр Стильмонда» и «Соль земли», 1919; «Жанна д'Арк», 1945, и др.).

Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули Метерлинка от общественной проблематики. Трактаты Метерлинка «Жизнь пространства» (1928), «Перед лицом бога» (1937) и др. исполнены мистицизма. Метерлинку принадлежат натурфилософские книги «Жизнь пчёл» (1901), «Разум цветов» (1907), «Жизнь термитов» (1926), «Жизнь муравьев» (1930), где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом.

В 1940 Метерлинк уехал в США, вернулся во Францию в 1947. Написал мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948). Гуманистические пьесы Метерлинка периода 1896—1918 вошли в репертуар мирового театра. Нобелевская премия (1911).

-----

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк

Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlink

Бельгийский драматург и философ, лауреат Нобелевской премии по литературе

Родился 29 августа 1862г. в Генте, во фламандской семье.

Сначала учится в иезуитском колледже.

Затем изучает право в Париже.

1886 – принят в гентскую коллегию адвокатов, но к этому времени благодаря знакомству с Э.Верхарном, Ф.Вилье де Лиль-Аданом и другими поэтами-символистами определяется его литературные интересы, и вскоре он оставляет адвокатуру.

1887 – выпускает первую книгу стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes), в которой воплотилось настроение и содержание ранних драм Метерлинка, которые относят к «статическому театру» или к «театру молчания».

1889 – выходит первая пьеса-сказка «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine), созданная по мотивам сказки братьев Гримм «Девушка Мален». Однако сказочные мотивы подвергаются значительной переработке: тайна, неведомое, злое, молчание, скрывающее непознаваемые тайны души и мира, становятся основным содержанием произведения. Драма, как и первый сборник стихов, не находят читателя и не раскупаются. Однако Метерлинк посылает «Принцессу Мален» главе французских символистов Стефану Малларме. Символисты находят в пьесе созвучные идеи и образы, близкую им философию.

1891 – в Париже в театре «Искусство» состоится премьера пьесы «Непрошенная» (L’Intruse, 1890). Эта и несколько последующих пьес («Слепые», «Там внутри» и «Смерть Тентажиля») сам автор относит к театру марионеток. Метерлинк считает, что человека на сцене вернее всего представит марионетка, ибо любой актёр внесёт в свою игру много личного, его же герои представляют человека вообще. Вместе с тем, герои Метерлинка действительно являются марионетками, ибо не они сами выбирают свой жизненный путь, но подчиняются неведомой и страшной силе, существующей вне человека.

Кроме того, ранние пьесы Метерлинка называют «театром ожидания». «Непрошенная» воспроизводит ожидание рядом с комнатой роженицы. Все ждут известий от врача, и лишь слепой старик чувствует приближение Смерти. Метерлинк создаёт мир людей, живущих своей обыденной жизнью, и мир вне их, который непонятен, угрожающ по отношению к человеку. Потому трагично само существование человека, обречённого внезапной смерти, внезапному страданию, горю, утратам.

1890 – пьеса «Слепые» (Les Aveugles). Одноактная драма воспроизводит ожидание слепых своего поводыря и их размышления о том, что они воспринимают, ужас от ощущения своей беспомощности и невозможности распознать происходящее в мире. Человечество здесь предстаёт слепым, беспомощным, недалёким, эгоистичным, неспособным понять мир и обречённым на страдание.

1892 – пьеса, несоответствующая законам «театра ожидания», «Пелеас и Мелисанда» (Pelleas et Melisande), на её сюжет композитор-экспрессионист Клод Дебюсси пишет оперу. Для этой пьесы характерна тема бессилия человека перед злым Роком, его неспособность понять себя, своё назначение, свою судьбу.

1894 – пьеса «Там внутри» (Interieur), которая, при различии изображаемых событий, повторяет идеи «Непрошенной» об обречённости человека страданиям, о невозможности предугадать то, что его ожидает. Также выходит пьеса «Смерть Тентажиля» (La Mort de Tintagiles), последняя из цикла «драм ожидания», в которой статика оказывается поколебленной – воспроизведение ожидания превращается в показ протеста любви против зла, пусть ещё и не удачного.

1896 – выходит развёрнутый манифест символизма – книга эссе «Сокровище смиренных» (Le Tresor des Humbles), в одной из статей которой – «Трагизм повседневной жизни» – изложены эстетические взгляды Метерлинка. Главной задачей театра он считает воспроизведение мгновений, когда человек общается с таинственными сферами духа; поскольку слово материально, общение наиболее полно происходит в молчании.

В том же году написана пьеса «Аглавена и Селизетта» (Aglavaine et Seliysette), близкая по типу изображения мира и человека, по проблематике к «Пелеасу и Мелисанде». Также написана пьеса «Ариана и Синяя Борода» (Ariane et Barbe Bleue), созданная, как и первая драма Метерлинка на сюжет сказки, на этот раз Ш.Перро, и имеет подзаголовок «Тщетное освобождение». Здесь тайна, стоявшая за всеми персонажами Метерлинка, как нечно грозное, непознаваемое, утратила свою трансцендентальную сущность. Причина несвободы людей кроется в них самих.

1896 – Метерлинк переезжает во Францию. В этом же году выходит работа «Мудрость и судьба» (La sagesse et la destinee), открывающая цикл философских эссе, посвящённых проблемам познания и этики.

1900 – драма «Сестра Беатриса» (La s?ur Beatrice), направленная против аскетизма, воспевающая полнокровную земную жизнь.

1901 – выходит работа натурфилософского характера «Жизнь пчёл» (La Vie des abeilles).

1902 – книга «Сокровенный храм» (Le temple enseveli), в которой Метерлинк пересматривает своё отношение к положению человека в мире. Вечная истина состоит в том, что человек – ничтожная пылинка во вселенной; на этом были построены все прежние драмы Метерлинка. Но вместе с тем, считает теперь драматург, человек для самого себя – неповторимая личность, его жизнь уникальна. Это убеждение сообщает человеку активность, которой он раньше был лишён. Такая позиция заставляет писателя отречься от прежнего убеждения, что надо изображать общечеловеческое в психологии. Теперь он стремится создавать психологически индивидуализированные характеры, и первой из таких драм становится написанная в этом же году пьеса «Монна Ванна» (Monna Vanna).

1903 – драма «Чудо Святого Антония» (Le Miracle Saint Antoine) – сатира на современный мир.

1907 – книга натурфилософского характера «Разум цветов» (L’Intelligence des fleurs).

1908 – пьеса «Синяя птица» (L'Oiseau bleu), являющаяся авторской интерпретацией целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых – рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Право первой постановки этой пьесы Метерлинк передаёт К.С.Станиславскому.

1911 – Метерлинк получает Нобелевскую премию «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен особо выделил пьесу «Аглавена и Селизетта», что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня. Из-за болезни М. не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре М. предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.

1919 – написана романтическая драма «Бургомистр города Стильмонда» (Le Bourgmestre de Stilmonde), в которой находит отражение отношение Метерлинка к Первой мировой войне, к её жестокости, к разрушению всех гуманистических ценностей. Драма того же года «Соль жизни» (Le Sel de la Vie) снова воспроизводит конфликт гуманизма и жестокости на войне.

1932 – Метерлинку пожалован титул графа.

1940 – после начала Второй мировой войны писатель переезжает в США.

1947 – возвращается во Францию.

6 мая 1949 – Метерлинк умер в своём замке в Ницце.

С именем Метерлинка связано рождение нового театра, где основное внимание сосредоточено на сложной и скрытой душевной жизни человека. Внешнее действие заменено внутренним. Открытия Метерлинка оказались важными для драматургов следующего поколения.

Жанры Мориса Метерлинка

Поделиться страницей