Митрополит Арсений. Биография

Дата рождения: 1697 год. Дата смерти: 28 февраля 1772 года.

Митрополит Арсе́ний (в миру Александр Иванович Мацее́вич или Маскее́вич или Мацие́вич; 1697, Владимир-Волынский — 28 февраля 1772, Ревель) — епископ Православной Российской Церкви, митрополит Ростовский и Ярославский.

Лишён сана за противодействие секуляризации монастырских имуществ, умер в заточении. В 2000 году был прославлен в лике святых Русской православной церковью как священномученик.

Родился в 1697 году во Владимире-Волынском в семье православного священника. Его отец, Иоанн Мацеевич, происходил из Польской шляхты и был иереем при Владимирском Спасском храме. Получил хорошее образование, учился в духовной школе Владимира-Волынского, во Львовской школе риторики, затем Киевской духовной академии.

В 1716 году был направлен в Черниговскую епархию в Спасский монастырь Новгорода-Северского проповедником. Здесь архимандрит Геннадий (Стефанович) постриг его в монашество с именем Арсений. В монастыре инок Арсений имел клиросное послушание, говорил проповеди и обучал детей латинскому языку.

В 1717 году инок Арсений был послан в Чернигов к преосвященному Антонию (Стаховскому), архиепископу Черниговскому, и рукоположён им во иеродиакона. Иеродиакон Арсений быстро сблизился с владыкой, который был другом митрополита Стефана (Яворского). Под влиянием архиепископа Антония он решил продолжить свое образование.

В 1718 году иеродиакон Арсений вновь поступил в Киевскую духовную академию «для слушания философии и богословия». Здесь по благословению преосвященного Варлаама (Вонатовича), архиепископа Киевского, в 1723 году в Киевском Софийском соборе он был посвящен в иеромонаха. В 1726 году окончил слушание академических наук.

В 1726 занимал должность инквизитора в Московской епархии. В это время иеромонах Арсений «пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. Ярославский преосвященный подал жалобу об этом в святейший Синод; святейший Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно»

В конце 1729 года Арсений вернулся в Черниговскую епархию и был направлен в Черниговский Троицкий Ильинский монастырь. Но уже в 1730 году отправлен в Тобольск для проповеди, где в качестве проповедника и учителя прожил 3 года.

В 1733 году, возвращаясь из Сибири, совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками.

В 1734—1736 годах Арсений участвовал во Второй Камчатской экспедиции под началом Витуса Беринга. Однако в 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным. По болезни (цинга) уволен от флотской службы (1737 г.) и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче). С 1738 года — соборный иеромонах синодального дома и законоучитель Академической гимназии в Санкт-Петербурге.

В марте 1741, во время регентства Анны Леопольдовны, Арсений был рукоположён во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Выбор Арсения для этой кафедры был обусловлен не только его знакомством с Сибирью, но и тем, что незадолго до этого он отказался присягать герцогу Бирону — регенту малолетнего Иоанна Антоновича.

Позже Арсений Мацеевич отказался присягать и Елизавете Петровне, считая унизительными для архиерейского сана слова: «исповедаю же с клятвою крайнего судию сея Коллегии быти Самую Всероссийскую монархиню Государыню нашу всемилостивейшую». Взамен владыка предлагал: «исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти — Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу Церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущего посудити — живым и мертвым». К этой формуле митрополит Арсений сделал ещё пояснение, что монаршей власти довольно в той силе присягать в верности и повиноваться, в какой показано от Крайнего Судии Христа в Евангелии и Апостоле. В термине Крайний Судья в приложении к лицу императора митрополит Арсений видел «излишнее ласкательство во унижение или отвержение Крайнего Судии — Самого Христа».

Елизавета разрешила не произносить Арсению этого выражения, однако присягу он так и не принёс. Тем не менее, это никак не отразилось на карьере и жизни Арсения: в 1742 году он неоднократно произносил проповеди во время коронационных торжеств, а затем был переведен в Ростов, причём получил звание члена Святейшего Синода.

Арсений (Мацеевич) в заточении (первая половина XIX в.)

С 1742 по 1763 — митрополит Ростовский. По его инициативе в Спасском монастыре Ярославля была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария. Арсений считается деятельным просветителем, однако П. В. Знаменский придерживался другой точки зрения, считая Арсения Мацеевича противником создания духовных школ, что было редким исключением среди епископов украинского происхождения. В вину ему ставилось также закрытие латинской школы в Ростове. В 1759 году митрополит Арсений имел конфликт с ректором Ярославской семинарии Владимиром (Каллиграфом), учение которого Арсений посчитал «жидовством и кальвинизмом».

В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского.

Будучи единственным из архиереев, кто открыто выступил против секуляризации церковных владений при Екатерине II, начиная с 5 марта 1763 года, Арсений подавал в Святейший Синод один протест за другим против отнятия монастырских вотчин и против вмешательства светских лиц в духовные дела, особенно выступал против президента Коллегии Экономии Мусина-Пушкина, называя его «турком». Поскольку главой поместной Русской церкви с учреждением Синода был монарх («крайний судия»), то секуляризация церковных имуществ проходила при полном согласии Святейшего Синода. В Неделю Торжества Православия, до подачи своих прошений в Синод, митрополит Арсений на богослужении к остальным анафемам против еретиков прибавил «анафему, обидчикам церквей и монастырей». Императрица Екатерина узнала о поступках Арсения и назвала его: «лицемером, пронырливым и властолюбивым бешенным вралем». Императрицу подержал Святейший Синод: митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов), митрополит Московский Тимофей (Щербацкий), архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий), архиепископ Крутицкий Гедеон Кринов, епископ Псковский Амвросий (Зертис-Каменский), епископ Тверской Афанасий Вальковский, архимандрит Новоспаский Мисаил (Чирский).

Синод подал доклад императрице о поступках Арсения. Императрица рассмотрела доклад и повелела, чтобы сам Синод митрополита Арсения «судил как своего члена и злонамеренного преступника». В Ростов, в середине марта был прислан обер-офицер, который привез указ Арсению следующего содержания: «14 марта определено ваше преосвященство, чрез нарочно отправленного гвардии обер-офицера привезти в Москву, а при том отъезде ризницы и людей, кроме трех нужнейших вашему преосвященству, с собой не брать, и имеющиеся в кельях вашего преосвященства письма, кроме печатных книг, собрав в одно место, вашею и того обер-офицера печатью запечатав, взять оному обер-офицеру в Москву».

14 апреля, при приезде в Москву, Арсения держали под крепкою стражею в Симонове монастыре, как преступника. Императрица написала письмо к обер-прокурору Глебову: «Александр Иванович! Нынешнюю ночь привезли враля, которого исповедовать должно; приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». В присутствии Императрицы, Орлова, Глебова и Шешковского, Арсений до того простер свою дерзость в объяснениях, что Императрица зажала себе уши, а ему «закляпили рот».

В этот же день 14 апреля на заседании Синода Арсения присудили извергнуть из архиерейского сана, расстричь из монашества, а затем предать суду светскому, согласно которому, за оскорбление её Величества Арсения должны были казнить смертью. Приговор Синода был послан Екатерине. Императрица, как об этом сказано в указе синодском, «по великодушию и милосердию своему природному», соизволила освободить Арсения от суда светского и истязания, а повелела оставить ему один только монашеский чин и сослать его в отдаленный монастырь под присмотр настоятеля. Осужденный призван был в Синод для объявления ему и для исполнения указа. Арсения извергли из священства и сослали сначала в Ферапонтов монастырь, позже местом ссылки Арсения стал Николо-Корельский монастырь.

В ссылке продолжал жестко критиковать екатерининскую политику. В частности, он критиковал Екатерину за содержание под стражей бывшего императора Иоанна Антоновича, убитого в заключении в Шлиссельбурге при попытке поручика Василия Мировича организовать его освобождение. Арсений приветствовал поступок Мировича и осуждал решение царицы осудить его на казнь. В 1767 году Арсений был расстрижен из монашества в крестьяне и посажен в Ревельскую крепость под именем «некоего мужика» Андрея Враля.

Скончался 28 февраля 1772 год, погребён в Таллине (Ревеле) в Успенском приделе Никольской церкви.

28 июня 1918 года Всероссийским Поместным Собором, как лишённый святительского сана по политическим мотивам, был восстановлен в архиерейском достоинстве.

Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ (Московский Патриархат) в августе 2000 года определил причислить к лику святых Русской православной церкви для общецерковного почитания, среди прочих, священномученика Арсения Ростовского.

Память священномученику Арсению Ростовскому празднуется 28 февраля (юлианский календарь).

Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2004 года канонизировала Арсения Мацеевича как новомученика

 

 

Поделиться страницей