Писемский Алексей Феофилактович. Биография

Писемский Алексей Феофилактович - Фото

Дата рождения: 11 марта 1821 года. Дата смерти: 21 января 1881 года.

Алексей Феофилактович Писемский (11 (23) марта 1821, село Раменье Чухломского уезда Костромской губернии — 21 января (2 февраля) 1881, Москва) — русский писатель.

Окончил математическое отделение Московского университета (1844). Служил в Костроме и Москве.

Дебютировал в печати в 1848. Известность пришла после повести «Тюфяк» (1850). Автор повестей из жизни дворянско-чиновничьей провинции «Комик», «Богатый жених» (обе 1851), «Фанфарон» (1854), «Виновата ли она?» (1855) и других, комедий «Ипохондрик» (1852) и «Раздел» (1853), рассказов из крестьянской жизни, пьес «Ваал», «Просвещённое время», «Финансовый гений». Первый роман «Боярщина» (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы. Самым значительным произведением считается роман «Тысяча душ» (1858). Последующие произведения, например, романы «Люди сороковых годов» (1869) и «Масоны» (1880—1881) уже не имели такого оглушительного успеха.

В 1857—1860 совместно с А. В. Дружининым, в 1860—1863 единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения».

Автобиография

Я родился 1820 года, марта 10-го, в усадьбе Раменье, Костромской губернии, Чухломского уезда. Отец мой, Феофилакт Гаврилыч Писемский, родом из бедных дворян, был человек совсем военный: 15-ти лет определился он солдатом в войска, завоевывающие Крым, делал персидскую кампанию, был потом комендантом в Кубе и, наконец, через 25 лет отсутствия, возвратился на родину [в сельцо Данилово, Буевского уезда, Костромской губернии], в чине полковника [Замечательно, что он в Костромскую губернию с Кавказа приехал в сопровождении трех денщиков, верхом на карабахском жеребце, в том убеждении, что нет на свете покойнее экипажа верховой лошади.], и вскоре, женившись на матери моей (Авдотье Алексеевне из роду Шиповых), вышел в отставку и поселился в приданной усадьбе Раменье.

Детей у них было десять человек; я был пятый по порядку рождения: все прочие родились здоровенькими и умирали, а я родился больной и остался жив. Детство мое прошло в небольшом уездном городке Ветлуге, куда отец определился городничим; читать и писать меня начал учить воспитанник коммерческого училища купец Чиркин (родной брат покойного актера Лаврова). Второй учитель мой был семинарист Виктор Егорыч  Преображенский.  [Воспоминание об  нем  у  меня  сливается с воспоминаниями о невыносимой скуке, которую испытывал я, заучивая в огромном количестве исключения латинских склонений, а чему еще другому учил он меня, не помню.]

Когда мне минуло десять лет, отец вышел в отставку, и мы снова переехали в Раменье. Здесь мне нанят был учитель старичок Николай Иваныч Бекенев. [Добрейшее существо в мире, из наук большую часть перезабывший, но зато большой охотник писать басни и величайший мастер клеить из бумаги табакерочки,  наперстнички,  производить самодельные зрительные трубки, микроскопы, каледоскопы, называя все это умно-веселящими игрушками.]

Он взялся меня учить латинскому языку и всем русским предметам, но упражнял более всего в грамматических разборах и рисовании, как в предметах, вероятно, более ему знакомых.

По 14-му году поступил я в Костромскую гимназию во 2-й класс и хотя переходил потом каждый год, но в этом случае был более обязан своим довольно быстрым способностям, чем занятию. Все было некогда. Первоначально развившаяся страсть к чтению романов отнимала все мое время [Кто не знает, в каком огромном числе выходили в 30-х годах переводные и русские романы, и я все их поглощал, начиная с переводов Вальтер Скотта до Молодого Дикого, с Онегина до разбойничьих романов Чуровского.], потом явилось новое увлечение - театр: не ограничиваясь постоянным хождением, на последний четвертак, в раек, я с жившим со мною товарищем устроил свой, на дому, сначала кукольный, а потом и настоящий. [Я постоянно играл комические роли, и больше всего мне удался Прудиус в "Казаке Стихотворце".]

В 5-ом классе,  с первого заданного периода учителем словесности Александром Федоровичем Окатовым, открылось для меня новое занятие, - я начал сочинять и к концу года написал повесть под названием Черкешенка. В шестом и седьмом классе, задумав поступить в Университет, я много занимался, но успел, впрочем, написать повесть Чугунное кольцо. Желание мое было поступить на словесный факультет, но, не зная греческого языка, не мог его исполнить и потому поступил (1840 г.) на математический, с целью заняться по преимуществу математическими науками и сделаться со временем свитским офицером; но первый курс прошел в весьма двусмысленных занятиях [Лекции словесности на первом курсе Степана Петровича Шевырева были много тому причиной, вместо того, чтобы заниматься прямыми факультетскими предметами, я сочинял на задаваемые темы.

Сочинение мое, сколько помню, под названием Смерть Ольги  заслужило от  почтенного наставника похвалу.  В  числе одобрительных заметок были им сделаны: в авторе видна большая ловкость в приемах рассказа. Я плакал в восторге и продолжал сочинять, переводить, и в результате на экзамене из математики едва получил три балла], и только в остальные три года факультет, так сказать, повлиял на меня своей мыслею: я получил любовь к естественным наукам, открывшим передо мной совершенно новый мир идей и осмыслившим природу, которая до того времени казалась мне каким-то собранием разнообразных и случайных явлений.

Литературные занятия были забыты [Но сыграть на театре оставалось по-прежнему предметом страстных помышлений, и, наконец, оно исполнилось: в 1844 году, в апреле месяце, мы, студенты, составили спектакль в зале Римского-Корсакова, против Страстного монастыря; я играл Подколесина в "Женитьбе" Гоголя с большим успехом.], тем более, что прочитанная мною в кругу товарищей повесть Чугунное кольцо не только не заслужила одобрения, но вызвала общие порицания. [Она была написана в духе и тоне повестей Рохманова, следовательно, из среды, совершенно мне незнакомой. Это послужило, впрочем, для меня довольно полезным уроком; я с тех пор дал себе слово писать только о том, что сам очень хорошо знаю.]

Выпущен я был в 1844 году действительным студентом, и это время вряд ли было не самым грустным и печальным временем моей жизни: я возвратился на родину; отец уж помер в 1843 году, мать была тяжко больна; с маленьким состоянием, без всяких связей, без определенного какого-нибудь специального направления, я решительно не знал, что мне с собою делать, начал скучать, тосковать, мучиться разубеждением в самом себе и, наконец, заболел;  поправившись от болезни, в генваре 1845 года начал службу сверхштатным канцелярским чиновником в Костромской палате государственных имуществ, из которой перешел в том же 1845 году, в августе месяце, в Московскую палату государственных имуществ, где в апреле месяце 1846 года сделан был помощником столоначальника, в этом же году я снова обратился к так давно оставленным литературным занятиям и написал роман в двух частях Виновата ли она? [Этот роман вовсе не та повесть, которая под этим же названием имеет быть напечатана в "Современнике" 1854 года.], который не был напечатан, но замечателен для меня тем, что познакомил меня с Александром Николаевичем Островским, писавшим в это время свою первую комедию Свои люди - сочтемся и вызвавшим впоследствии меня на литературное поприще.

В начале 1847 года я вышел в отставку и снова уехал из Москвы на родину и написал небольшой рассказ Нина [Рассказ этот был в 1848 году напечатан в июньской книжке "Сына  Отечества" с  большими пропусками и  прошел совершенно незамеченным.] и Тюфяка.

В 1848 году 11 октября я женился на дочери покойного Павла Петровича Свиньина{605}, Екатерине Павловне, и поступил в чиновники особых поручений к  Костромскому военному губернатору Ивану Васильевичу Каменскому. Служба завладела всем моим временем. Беспрерывные следственные поручения дали мне возможность хорошо познакомиться с бытом простолюдинов и видеть разнообразнейшие страсти людские в самой жизни. В это время я ничего не писал и не читал. Тюфяк был заброшен. [Неудача в напечатании романа Виновата ли она?, которую редакция по многим причинам находила неудобным принять, и неуспешность рассказа Нина лишила меня надежды когда-либо напечатать Тюфяка, и я несколько раз хотел его уничтожить вместе с другими ненужными бумагами.] В 1850 году по представлении начальника губернии определен ассесором Костромского губернского правления, и получил от А.Н.Островского через одного из моих друзей приглашение к участию в "Москвитянине", в котором и был напечатан Тюфяк в 19, 20, 21 NoNo, а вслед за тем напечатана в "Москвитянине" 1851 года, в 3, 4, 5 NoNo, повесть Брак по страсти. В 21 No рассказ Комик. В 1 No 1852 года комедия Ипохондрик, в 17 No очерки М-r Батманов. В 21 No рассказ Питерщик. Кроме того напечатано в "Современнике" роман Богатый жених в NoNo 10, 11, 12, 1851 года и в 1, 2, 3, 4, 5 и 6, 1852. В 1 No 1853 года комедия Раздел и в 11 No рассказ Леший. В генваре 1854 года я вышел в отставку.

Примечание

Публикуемая впервые автобиография А.Ф.Писемского была написана автором по просьбе Московского университета, который в 1855 году праздновал свой столетний юбилей. К знаменательной дате старейшего русского университета готовился ряд юбилейных изданий: история университета, биографические словари его ученых и питомцев и т.д. 

Издание биографического словаря питомцев, однако, не было осуществлено, и биография Писемского затерялась среди многочисленных бумаг в архиве университета. Настоящая автобиография значительно отличается от известных уже в печати автобиографических набросков писателя: она является наиболее ранней по написанию (1854 год) и относится к тому времени, когда на эстетические взгляды Писемского имели особенно большое влияние Белинский, Пушкин и Гоголь, а его разногласия с лагерем революционной демократии еще не выявились так рельефно, как в более поздние годы.

В этой автобиографии Писемский рассказывает о некоторых неизвестных до сих пор деталях из своей творческой деятельности, представляющих особый интерес. Так, мы впервые узнаем о студенческом сочинении начинающего писателя - "Смерть Ольги", которое до сих пор не найдено. Небезынтересен и другой факт из жизни писателя - время его сближения с А.Н.Островским.  Автобиография была препровождена в университет с письмом от 27 марта 1854 года. В этом письме Писемский, между прочим, писал: "...не зная размеров словаря, я может быть поместил в ней несколько излишних подробностей, которые, впрочем, все отнесены мною в примечания и легко могут по устранению быть оставлены и вычеркнуты".

Добавить отзыв

Книги Писемского Алексея Феофилактовича. Читаем онлайн бесплатно без регистрации

Автор 50
Батька (Писемский Алексей Феофилактович)
ru
Писемский Алексей Феофилактович
Масоны (Лукаш Иван Созонтович)
ru
Лукаш Иван Созонтович
Масоны (Писемский Алексей Феофилактович)
ru
Писемский Алексей Феофилактович
Избранные письма (Писемский Алексей Феофилактович)
ru
Писемский Алексей Феофилактович
Подводный камень (Писемский Алексей Феофилактович)
Бесплатно
ru
Писемский Алексей Феофилактович
Люди сороковых годов (Писемский Алексей Феофилактович)
ru
Писемский Алексей Феофилактович

Жанры, в которых пишет Писемский Алексей Феофилактович

Список книг Писемского Алексея Феофилактовича. Читать, скачать онлайн бесплатно без регистрации***

  1. Батька
  2. Биография Алексея Феофилактовича Писемского (титулярного советника)
  3. Боярщина
  4. В водовороте
  5. Ваал
  6. Взбаламученное море
  7. Виновата ли она?
  8. Горькая судьбина
  9. Избранные письма
  10. Ипоходрик
  11. Комик
  12. Леший
  13. Люди сороковых годов
  14. Масоны
  15. Масоны
  16. Масоны
  17. Мещане
  18. Питерщик
  19. Плотничья артель
  20. Подводный камень
  21. Подкопы
  22. Полное собрание сочинений. Том 1
  23. Полное собрание сочинений. Том 10
  24. Полное собрание сочинений. Том 11
  25. Полное собрание сочинений. Том 13
  26. Полное собрание сочинений. Том 14
  27. Полное собрание сочинений. Том 15
  28. Полное собрание сочинений. Том 16
  29. Полное собрание сочинений. Том 17
  30. Полное собрание сочинений. Том 19
  31. Полное собрание сочинений. Том 20
  32. Полное собрание сочинений. Том 21
  33. Полное собрание сочинений. Том 22
  34. Полное собрание сочинений. Том 23
  35. Полное собрание сочинений. Том 4
  36. Полное собрание сочинений. Том 7
  37. Полное собрание сочинений. Том 9
  38. Просвещенное время
  39. Путевые очерки
  40. Русские лгуны
  41. Самоуправцы
  42. Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына
  43. Сочинения Н.В.Гоголя, найденные после его смерти
  44. Старая барыня
  45. Старческий грех
  46. Тысяча душ
  47. Тюфяк
  48. Уже отцветшие цветки (Капитан Рухнев)
  49. Фанфарон
  50. Хищники

Оставьте свой отзыв!

Ещё никто не оставлялсвой отзыв. Будьте первым!