Полевой Николай Алексеевич. Биография

Полевой Николай Алексеевич - Фото

Дата рождения: 3 июля 1796 года. Дата смерти: 6 марта 1846 года.

Писатель, критик, публицист, историк, издатель.

Родился в Иркутске в семье купца и владельца фаянсового завода. Систематического образования не получил. Много и с увлечением читал, изучал французский и немецкий языки, а затем и древние.

С 1813 служил в конторе у богатого купца в Курске, куда переехали к этому времени его родные. На литературном поприще выступил в 1817.

В 1819 оставил службу и занялся делами отца.

В 1822 переехал в Москву и целиком ушел в литературную работу. Полевой выступил как идеолог непривилегированной русской буржуазии, т. е. основной буржуазной массы, к-рая по своему правовому, вернее бесправному, положению в обществе, еще не изжившем феодальных форм, ничем не отличалась от мещанства. При этом политическое ее бесправие пришло уже в явное противоречие со значительностью общественно-экономической функции, выполняемой буржуазией. Полевой как идеолог специфически русской буржуазии, несмотря на сильные антифеодальные настроения, порой достаточно резко им выраженные, не допускал и мысли о борьбе с самодержавием. В своей деятельности Полевой фактически не выходил за пределы либерально-реформистского наступления на феодализм.

Тяжелая политическая обстановка заставляла его маскировать по мере возможности политический смысл даже такого, отнюдь не революционного выступления, и Полевой очень часто переводил его из политической плоскости в плоскость экономическую, культурную, этическую. Притязания буржуазии он оправдывал ее моральными качествами, благочестием, патриотизмом и т. п. свойствами, поощряемыми официальной правительственной политикой. Даже такое либеральное наступление на феодализм в годы жестокой последекабрьской реакции, еще усилившейся в связи с европейским революционным движением 30-х гг., рассматривалось как «якобинство» и навлекло на Полевой негодование дворянства, даже либерального (в лице его идеологов - Пушкина, Вяземского, Одоевского и др.), а также правительственные репрессии (закрытие журнала «Московский телеграф» в 1834).

Основной проблемой художественного творчества Полевого является проблема продвижения буржуазии в феодально-дворянском обществе.

Любимый герой Полевого, отличающийся от демонических, разъеденных скепсисом индивидуалистов дворянской литературы и порой подчеркнуто противопоставленный им, - это незаурядный представитель третьего сословия, наделенный его лучшими, с точки зрения автора, качествами - глубокой религиозностью, твердой нравственностью, патриархальной семейственностью, любвеобильной душой, но недовольный узостью интересов и культурной отсталостью своей среды («Художник», 1833, «Эмма», 1834, «Аббаддонна», 1834). В поисках обстановки, способной выявить таланты своего героя, П. заставляет его сталкиваться с светским дворянским кругом. Столкновение это всегда кончается для героя неудачно, а порой и трагично, в чем отражаются трудности буржуазного существования в дворянской общественной системе. Столкновение устремлений идеологов буржуазии с препятствиями, воздвигаемыми дворянским господством и отсталостью самой буржуазии, отразилось в творчестве П. в романтической форме столкновения «мечты» и «существенности».

При этом к дворянской «существенности» автор относится с несравненно большей враждебностью, чем даже к самой неприглядной «существенности» буржуазной. Представители дворянско-аристократического общества изображаются им как ничтожные людишки, безнравственные и жестокие эгоисты, циничные скептики, люди внешнего блеска и фальшивой культуры. Полевой срывает у своих дворянских героев тот ореол, которым они были окружены в дворянской литературе его времени. На фоне дворянских недостатков подчеркиваются буржуазные добродетели, и самая отсталость и некультурность буржуазной среды начинают трактоваться как патриархальная простота и нравственная нетронутость. В произведениях, действие которых перенесено в иную географическую или историческую действительность («Клятва при гробе господнем», 1832, «Аббаддонна», 1834), Полевой доходит до обвинения высшего сословия в отсутствии патриотизма и гражданской честности, в ненависти ко всему национальному, в то время как буржуазия изображается полной нравственной доблести и патриотизма. Необходимо отметить, что после репрессий, настигших Полевого в 1834, и в связи с сгустившейся политической реакцией прямые его нападки на дворянство из цензурных соображений заметно ослабели, иногда даже имело место заискивание перед ним, но зато еще больше подчеркиваются буржуазный патриотизм и значение буржуазии как опоры царя и отечества («Купец Иголкин», 1839, «Дедушка русского флота», 1838, «Костромские леса», 1841). Художественная продукция Полевого пользовалась некоторое время значительным успехом, но в виду весьма слабых своих художественных достоинств была скоро забыта (Белинский, хваливший «Аббаддонну» в 30-х гг., дал в 40-х гг. уничтожающую критику этого произведения).

Критическая деятельность Полевого, усвоившего во многом принципы идеалистической философии Шеллинга в той упрощенной форме, в которой они были изложены французским эклектиком Кузеном, была резко заострена против принципов классической критики. Внеисторическому нормативизму последней он противопоставил принцип исторической оценки произведений искусства как органического воплощения национальной идеи в определенных «условиях веков и общества». Критерий художественности для Полевого не в следовании художника заранее принятым правилам, а втом, «сверен ли он выбранному идеалу создания? Выполняет ли он изящно свою идею в развитии частей?» Романтизм противопоставляется классицизму как течение «народное», выявляющее национальную самобытность в противовес аристократической отчужденности от народа и его национальных задач. Это буржуазное понимание романтизма упорно проводилось в критических работах Полевого, которому принадлежит ряд блестящих по тому времени статей о русской литературе (собранных им в книге «Очерки русской литературы», 2 чч., СПб, 1839). Буржуазное понимание романтизма ополчало Полевого не только против классических традиций в русской литературе, но и против дворянского романтизма.

Литературные взгляды Полевого находятся в теснейшей связи с его историч. взглядами, проникнутыми все тем же упрощенным шеллингианством и направленными против аристократических взглядов, воплощенных в «Истории государства Российского» Карамзина. Само название труда Полевого - «История русского народа» (6 тт. ее вышло в 1829-1833) - с очевидностью направлено против работы Карамзина.

Деятельность Полевого как историка и критика, его постоянные нападки на дворянскую литературу и науку, смелая критика ряда крупнейших авторитетов в этих областях (Карамзин, Жуковский, Пушкин и т. д.) справедливо рассматривались дворянством как своеобразная политическая борьба с ним и были главной причиной, вызвавшей травлю Полевого в критике, обвинения его в «якобинстве» и закрытие «Московского телеграфа». Публицистическая деятельность Полевого была целиком направлена на защиту интересов русской торговли и промышленности, т. е. интересов русского торгово-промышленного сословия. Рекламирование успехов отечественной промышленности, агитация за ее улучшение и усиление, пропаганда необходимости купеческого просвещения как средства улучшить свою деятельность и обеспечить себе достойное место в обществе - вот содержание публицистики Полевого.

Издательская и редакционная деятельность Полевого была чрезвычайно обширна и сыграла немалую роль в истории просвещения. С 1825 по 1834 им издавался и редактировался «Московский телеграф», лучший журнал того времени, четко и настойчиво проводивший прогрессивно-буржуазную линию. За это же время издавались переводы произведений иностранной литературы («Повести и литературные отрывки», 1829-1830), «Русская Вивлиофика или собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней литературы» [1833] и др. издания.

Отношение к Полевому его современников целиком определялось его и их социальной сущностью. Дворянские круги относились к нему враждебно за его «якобинство», особенно до 1834. Со второй половины 30-х гг., когда либерализм Полевого сильно снизился и за его счет усилились мотивы верноподданнического патриотизма, он вызывал неприязнь и насмешки в радикальных слоях мелкой буржуазии и передового дворянства. Только после его смерти историческая его роль была справедливо оценена Белинским в его работе 1846 - «Н. А. Полевой», где Белинский отмечает положительную роль Полевого как прогрессивной силы в литературной борьбе конца 20-х, начала 30-х гг.

Добавить отзыв

Книги Полевого Николая Алексеевича. Читаем онлайн бесплатно без регистрации

Автор 51
Краковский замок (Полевой Николай Алексеевич)
ru
Полевой Николай Алексеевич
(О переводе) (Полевой Николай Алексеевич)
ru
Полевой Николай Алексеевич
История русского народа (Полевой Николай Алексеевич)
ru
Полевой Николай Алексеевич
Переводчик 42
Карлик Hoc (Гауф Вильгельм)
ru
Гауф Вильгельм
Рассказ о калифе аисте (Гауф Вильгельм)
ru
Пещера Штинфолля (Гауф Вильгельм)
ru
Гауф Вильгельм
Сказки (Гауф Вильгельм, Киплинг Редьярд Джозеф)
ru
Гауф Вильгельм, Киплинг Редьярд Джозеф
Сказка о мнимом принце (Гауф Вильгельм)
ru

Жанры, в которых пишет Полевой Николай Алексеевич

Список книг Полевого Николая Алексеевича. Читать, скачать онлайн бесплатно без регистрации***

  1. (О переводе)
  2. «Евгений Онегин», роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина
  3. «Освобожденный Иерусалим» Т. Тасса. Перевод С. А. Раича. Ч. I
  4. «Рука Всевышнего Отечество спасла»
  5. «Северные цветы на 1825 год», собранные бароном Дельвигом
  6. «Сельский субботний вечер в Шотландии». Вольное подражание Р. Борнсу И. Козлова
  7. Абадонна. Часть 1
  8. Абадонна. Часть 2
  9. Блаженство безумия
  10. Борис Годунов. Сочинение Александра Пушкина
  11. Вольный мученик
  12. Делать карьер
  13. Драматические сочинения и переводы. Том 2
  14. Дурочка
  15. Живописец
  16. Иоанн Цимисхий
  17. История государства Российского. Сочинение Карамзина
  18. История Петра Великого. Том 2
  19. История русскаго народа. Т. 2
  20. История русскаго народа. Т. 4
  21. История русскаго народа. Т. 6
  22. История русского народа
  23. Клятва при гробе Господнем
  24. Краковский замок
  25. Литературные опасения за кое-что
  26. Месяцослов на лето от Р. X. 1828
  27. Мешок с золотом
  28. Музыкальный Альбом, изд. Г. Верстовским на 1828 год
  29. Невеста Абидосская. Турецкая повесть Лорда Байрона. Перевел с английского Иван Козлов
  30. Невский Альманах на 1828 год, изд. Е. Аладьиным
  31. Некрология
  32. О критике г-на Арцыбашева на «Историю государства Российского», сочиненную Н. М. Карамзиным
  33. О новейших критических замечаниях на «Историю государства Российского», сочиненную Карамзиным
  34. Обозрение русской истории до единодержавия Петра Великого
  35. Обозрение русской литературы в 1824 году
  36. Пир Святослава Игоревича, князя киевского
  37. Письма
  38. Повесть о Симеоне суздальском князе
  39. Похождения Чичикова, или мертвые души. Поэма Н. Гоголя
  40. Рассказы русского солдата
  41. Речь о невещественном капитале
  42. Речь о невещественном капитале
  43. Русские эстетические трактаты в 2 т. Том 2. Романтизм
  44. Северные Цветы на 1828 год
  45. Современная русская библиография
  46. Сохатый
  47. Столетие России с 1745 до 1845 года
  48. Толки о «Евгении Онегине», соч. А. С. Пушкина
  49. Хань-вынь-ци Мын. Китайская Грамматика, сочиненная монахом Иакинфом
  50. Эмма
  51. Эмма

Оставьте свой отзыв!

Ещё никто не оставлялсвой отзыв. Будьте первым!