Рембо Жан-Никола-Артюр. Биография

Рембо Жан-Никола-Артюр - Фото

Дата рождения: 20 октября 1854 года. Дата смерти: 10 ноября 1891 года.

Jean-Nicolas-Arthur Rimbaud

Французский поэт

Родился 20 октября 1854г. в Шарлевиле, провинциальном городке на северо-востоке Франции (департамент Арденны). Отец, Фредерик Рембо, пехотный капитан, рано оставил семью; мать, Витали Кюиф из семьи зажиточных крестьян, консервативная и деспотичная, была вынуждена одна воспитывать четырех детей.

1862-1863 – Рембо получает начальное образование в местной школе Росса; неоднократно награждается за успехи по латинскому, греческому языкам, истории, географии; к этому времени относится его первый литературный опыт – детская фантазия об идеальных родителях и о собственном будущем, уже свидетельствующая о его таланте и духовной независимости.

1865 – поступает в коллеж Шарлевиля и становится одним из лучших учеников.

1868 – пишет в тайне от всех письмо на латинском языке к наследнику французского престола Наполеону Виктору Жозефу по случаю его первого причастия.

1869 – в местном журнале «Среднее образование» опубликованы три стихотворения Рембо на латыни – «Шла весна» (Ver erat), «Ангел и ребенок» (L'Ange et l'enfant), «Югурта» (Jugurtha) – последнее удостоилось первой премии на конкурсе, устроенном Академией в Дуэ.

Несмотря на краткость творческого пути (1870-1873) Рембо, в нём прослеживаются три различных этапа: первые стихотворения (1870-1871), последние стихотворения (1872) и две поэмы в прозе (1873).

1870 – «Журнал для всех» помещает на своих страницах первые стихотворения А.Рембо на французском языке – «Подарки сирот к новому году» (Les Etrennes des orphelins). Рембо знакомится с Жоржем Изамбаром, молодым преподавателем риторики, который приобщает его к творчеству Ф.Рабле, В.Гюго и поэтов-парнасцев (Т.Готье, Т.де Банвиля и др.).

В мае 1870г. Рембо посылает Т.де Банвилю свои поэмы «Ощущение» (Sensation), «Офелия» (Ophelie), «Верую в единую» (Credo in unam) в надежде быть напечатанным в «Современном Парнасе».

В июле, после начала Франко-прусской войны, сочиняет стихотворение «Павшие в девяносто втором году» (Morts de Quatre-vingt-douze).

29 августа 1870 – Рембо бежит из дома; не имея денег, пытается без билета доехать до Парижа; задержан и помещен в тюрьму; освобожден стараниями Ж.Изамбара и возвращен домой.

7 октября 1870 – вновь бежит; уезжает в Шарлеруа (Бельгия), где тщетно пытается найти работу журналиста. В ноябре полиция по просьбе матери возвращает его домой.

1871 – в эпоху господства парнасцев, исповедовавших «чистое искусство», Рембо делает основной темой своих первых юношеских стихов «жестокую реальность» («Испуганные» (Les Effares), «Зло» (Le Mal), «Спящий в ложбине» (Le Dormeur du val), «Вороны» (Les Corbeaux), «Бедняки в церкви» (Les Pauvres a l'eglise), «Праведник» (L'Homme juste), «Первые причастия» (Les Premieres Communions).

25 февраля 1871 – Рембо в третий раз сбегает из дома. Он приезжает в Париж, но, оставшись без денег, уже в марте пешком возвращается.

Восторженно встречает Парижскую Коммуну; посвящает ей несколько стихотворений – «Парижская военная песня» (Chant de guerre parisien), «Руки Жанн-Мари» (Les Mains de Jeanne-Marie), «Париж заселяется вновь» (Paris se repeuple).

В мае 1871 – Рембо излагает в письмах к Ж.Изамбару и молодому поэту Полю Демени свой взгляд на поэзию и свой метод ясновидения (voyance). Он считает поэта магом, ясновидцем, способным понять непознанное (arriver a l'inconnu). Он предлагает и механизм проникновения в тайну: «Поэт становится ясновидцем через длительное, тотальное и продуманное расстройство всех чувств» (Le poe te se fait voyant par un long, immense et raisonne dereglement de tous les sens). Одновременно он видит в поэте демиурга, призванного сотворить новый мир, а в Слове - созидательную силу: «Поэзия не будет больше воспевать действие. Она будет предшествовать ему» (La Poe sie ne rythmera plus l'action. Elle sera en avant). К письмам Рембо прилагает несколько новых стихов.

В июне пишет стихотворения «Семилетние поэты (Les Poetes de sept ans), «Бедняки в церкви» (Les Pauvres a l'eglise) и «Украденное сердце» (Le Coeur vole). В августе посылает Т.де Банвилю поэму «Что говорится поэту по поводу цветов» (Ce qu'on dit au poete a propos de fleurs). В конце августа отправляет письмо со стихами П.Верлену, который сразу разглядел в нем необычайный талант. В середине сентября по приглашению Верлена Рембо приезжает в Париж и привозит стихотворение «Пьяный корабль» (Le Bateau ivre). В Париже знакомится с Шарлем Кро, Т.де Банвилем и другими поэтами.

1872 – начинается период экспериментирования в творчестве Рембо. Его интересует теперь не реальный, видимый, мир, а способность поэзии выразить то, что скрывается за ним. Слова уже не могут передать «невыразимое», ибо они давно обветшали и стерлись. Поэт ставит перед собой задачу перейти от мысли «рациональной» к мысли «музыкальной». Хотя каждое из его стихотворений строфически упорядочено, их четкая графика размывается в непрерывном звуковом потоке, в создании которого участвуют необычный ритм, обилие ассонансов и аллитераций, слова с ускользающим смыслом, их странное соположение. Эти «туманные» песни близки к «Романсам без слов» П.Верлена и символистским поэмам.

1872-1873 – ведет вместе с Верленом богемную жизнь; путешествует в его обществе по Англии и Бельгии; в это время между ними постоянно происходят бурные скандалы.

1873 – кульминация творчества Рембо. Он отказывается от стихотворной формы и, следуя опыту Ш.Бодлера, пишет поэтическую прозу - «Пребывание в аду» (Une saison en enfer). В этой поэме, написанной в состоянии духовного кризиса, Рабле отрекается от всей своей прежней поэзии; ему удается издать поэму тиражом в пятьсот экземпляров, однако ни один из них не был продан.

10 июля 1873 – в Брюсселе во время очередной ссоры Верлен ранит Рембо, выстрелив в него из револьвера. После ареста П.Верлена Рембо возвращается в Шарлевиль.

1874 – сближается с Жерменом Нуво и несколько месяцев живёт вместе с ним в Англии, зарабатывая себе на жизнь уроками французского. Тогда же пишет цикл поэм в прозе «Озарения» (Illuminations). «Озарения» и «Пребывание в аду» являются знаковыми произведениями, они станут программными для последующих поколений поэтов (символистов и особенно сюрреалистов). Поэмой «Озарения» завершается творчество двадцатилетнего поэта.

1875 – начинается новый период жизни Рембо – период скитальчества. В феврале 1875 он уезжает в Германию изучать немецкий язык; селится в Штутгарте. В мае, оставшись без средств к существованию, пешком отправляется в Италию. Достигнув Милана, тяжело заболевает. Репатриирован во Францию.

1876 – уезжает в Вену, однако вскоре выдворен из Австрии. 19 мая 1876, прибыв в Голландию, вступает в голландские колониальные войска. В июле со своим полком прибывает в Батавию (Индонезия). Три недели спустя – дезертирует. На английском паруснике отплывает в Европу и в конце декабря прибывает в Шарлевиль.

1877 – Рембо отправляется в Бремен и Гамбург; нанимается переводчиком в цирк Луассе, с которым проезжает всю Швецию и Данию. В сентябре 1877 совершает неудачную попытку уехать в Александрию.

1878 – отправляется в Гамбург, где тщетно пытается поступить на службу в компанию, занимавшуюся продовольственным обеспечением немецких колоний на Востоке. Проведя некоторое время во Франции, в октябре 1878 переходит пешком Вогезы, затем через Швейцарию и Геную добирается до Александрии. С декабря 1878 работает на Кипре управляющим карьера, принадлежавшего одной французской фирме.

1879 – возвращается на родину и некоторое время трудится на ферме своей матери под Шарлевилем.

1880 – снова оказывается на Кипре, затем уезжает в Египет. В августе добирается до Адена, где работает в фирме, торговавшей кожей и кофе; позже командирован в Харэр (Восточная Эфиопия).

1882-1883 – объезжает неисследованные районы Огадена; составленное им описание опубликовано Географическим обществом.

1886 – занимается продажей оружия правителю эфиопской области Шоа Менелику. В это время без его ведома журнал «Мода» публикует ряд его стихотворений и часть «Озарений».

1887-1891 – руководит факторией в Харэре; является представителем торговой фирмы С.Тиана в Адене, затем в Абиссинии.

1891 – тяжело заболевает (саркома коленного сустава) и вскоре его отправляют на родину. По прибытии в Марсель помещен в больницу, где в конце мая ему ампутируют ногу.

10 ноября 1891 – Рембо умер в марсельском госпитале в возрасте тридцати семи лет; в больничной карте было записано: «негоциант Рембо». Когда он умирал, в Париже уже издавали сборник его стихов - начиналась новая жизнь поэта.

До этого времени Рембо оставался практически неизвестным своим современникам. Правда, П.Верлен в 1884 назвал его имя среди «проклятых поэтов» и познакомил публику с некоторыми из его стихотворений, а когда в 1886 увидели свет «Озарения», символисты стали считать его вместе с Шарлем Бодлером своим предтечей. Тем не менее, настоящая слава пришла к нему только после смерти.

Поделиться страницей