Сапфо. Биография

Древнегреческая лирическая поэтесса первой половины VI в. до н.э.

О жизни Сапфо известно мало. Так, по преданию, Сапфо – дочь аристократа Скамандронима, занимавшегося торговлей, и Клейсы.

Родилась в Митиленах на острове Лесбос в Эгейском море между 630 и 620 годами до н.э. В шесть лет девочка осиротела, отчего – согласно некоторым данным – матери и пришлось отдать ее в школу гетер, где обучали пению и танцам. Уже в юном возрасте Сапфо почувствовала призвание к поэзии: она писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни.

Примерно в 17-летнем возрасте всей семье Сапфо с братьями – Хараксом, Ларихом и Эвригом – пришлось бежать с острова в Сицилию, так как начались волнения, направленные против тирана Питтакии и богатых аристократов.

Лишь в 595, когда Сапфо было за тридцать, она смогла возвратиться на Лесбос и поселиться по-прежнему в городе Митилены. Однако политические темы не нашли почти никакого отражения в ее творчестве; о других внешних обстоятельствах ее жизни можно немного узнать из поэзии Сапфо: несколько строчек среди дошедших до нас отрывков посвящено горячо любимой дочери Клеиде, и младшему брату поэтессы Хараксу, отправившемуся на поиски приключений в Египет и завязавшем скандальный роман с известной гетерой.

В основном поэзия Сапфо определяется обстановкой замкнутого женского объединения, «содружества», в котором проводили время девушки из знатных семей и где Сапфо играла ведущую роль, обучая их музыке, танцам и стихосложению на эеолийском диалекте. Главные темы поэзии Сапфо – любовь и красота ее подруг, взаимные привязанности и горе разлуки; при этом традиционные мотивы фольклорных и обрядовых девичьих песен наполняются личными переживаниями. Любовь воспринимается ею как стихийная сила, «сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты». К тематике любовной лирики Сапфо близко примыкают ее эпиталамии – свадебные песни, исполнявшиеся на различных этапах брачного обряда. В них встречаются и мифологические реминисценции, но в целом преобладает фольклорный колорит: соревнование юношей и девушек, прощание невесты с девичеством, сравнение жениха с Аресом и т. п.

В ритмическом отношении творчество Сапфо отличалось таким разнообразием, что александрийские ученые смогли составить восемь книг ее стихотворений, различающихся по использованным в них размерам. Среди них, вероятно, собственным изобретением поэтессы является широко употребляющаяся ею строфа, позднее названная сапфической.

Из всего массива творчества Сапфо до нас дошло лишь несколько целых стихотворений и множество фрагментов.

По легенде, Сапфо покончила с собой около 572 до н.э., бросившись в море с утеса на острове Левкадия. Подобные поступки считались ритуальными и практиковались в рамках культа Аполлона.

На русском языке произведения Сапфо представлены наиболее полно в переводах русского писателя В.В.Вересаева. Его яркие, поэтичные переводы с древнегреческого, сохранив размер подлинника, снабжены подробными комментариями, научное значение которых не устарело.

Из строк Сапфо, переживших время, особенно известен ее афоризм: «Если бы смерть была благом – боги не были бы бессмертны».

Жанры Сапфо

Поделиться страницей