Шекспир Уильям. Биография

Шекспир Уильям - Фото

Дата рождения: 23 апреля 1564 года. Дата смерти: 23 апреля 1616 года.

Уильям Шекспир, William Shakespeare, Английский драматург, поэт.

Родился в Стратфорде-на-Эйвоне (графство Уорикшир) 23 апреля в 1564г. в семье ремесленника и торговца Джона Шекспира, бывшего в Стратфорде видным человеком и занимавшего разные должности в системе городского самоуправления, вплоть до мэра Стратфорда (в 1568).

С 7 до 14 лет Шекспир учится в Стратфордской грамматической школе – одной из лучших провинциальных школ Англии, где сыновья горожан получали бесплатное образование, главным образом изучая латинский язык и литературу. Ухудшившееся материальное положение отца вынуждает Шекспира рано оставить школу и помогать семье.

27 ноября 1582 – Шекспир женится на Энн Хетуэй из Стратфорда.

Май 1583 – рождение первого ребенка, дочери Сьюзен.Февраль

1585 – рождение близнецов Джудит и Гамнет (скончался в раннем возрасте).

Около 1585 – Шекспир уезжает из Стратфорда. Наступают так называемые «утраченные» или «тёмные» годы, о которых биографам Шекспира ничего неизвестно.

Некоторое время спустя Шекспир оказывается в Лондоне.

В конце 1580-х гг. начинается работа Шекспира в театре (актёр и драматург). В эти годы была создана его первая пьеса – хроника «Генрих VI» (Henry VI, 1590).

1592-94 – лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы (этот период 1590-х гг. принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает несколько пьес, хроники, комедии: хронику «Ричард III» (Richard III, 1593), Комедию ошибок (The Comedy of Errors, 1592) и «Укрощение строптивой» (The Taming of the Shrew, 1593) и др.

1592 – Шекспир выпускает в свет впервые под своим именем поэму «Венера и Адонис» (Venus and Adonis), написанную в модном эротическом жанре, предваренную смиренным посвящением герцогу Саутгемптону – блестящему молодому вельможе и покровителю литературы. Поэма имела необычайный успех и еще при жизни автора была издана восемь раз.

1593 – выходит более длинная и серьезная поэма «Лукреция» (Lucrece), тоже с посвящением Саутгемптону. Также написана пьеса «Два веронца» (The Two Gentlemen of Verona) – первый опыт драматурга в романтической комедии, обращение к теме первой любви. Эта пьеса – одна из самых коротких и самых неудачных в его творчестве. Первая засвидетельствованная постановка – в 1762г., уже в переработке Д.Гаррика.

1594 – выходит первая трагедия Шекспира, ещё выдержанную в бытовавшем стиле «кровавой трагедии» – «Тит Андроник» (Titus Andronicus), без имени автора на титульном листе). В 1594г. после открытия театров Шекспир присоединяется в качестве пайщика и актёра к новому составу труппы «Слуги лорда-камергера», с которой остаётся связанным до ухода на покой. Начиная с этого года появляются точные свидетельства театральной деятельности Шекспира. Написана пьеса «Бесплодные усилия любви» (Love's Labour's Lost), позднее переработанная для придворного представления (1597г.). Есть основания думать, что она написана для частного представления и содержит много неясных для нас сатирических выпадов против реальных лиц.

 

28 декабря 1594 – в «Грейз Инн» представлена «Комедия ошибок» (Comedy of Errors). Это единственный случай, когда Шекспир обращается к традиционной для елизаветинцев практике переделки античных комедий для современной сцены.

1595 – пьеса «Укрощении строптивой» (The Taming of the Shrew) и «Сон в летнюю ночь» (A Midsummer Night's Dream) – первый яркий триумф Шекспира в области романтической комедии.

Март 1595 – Шекспир, У.Кемп и Р.Бербедж получают вознаграждение за две пьесы, представленные при дворе труппой лорда-камергера в рождественские праздники. Театральная деятельность под покровительством Саутгемптона быстро приносит Шекспиру богатство – это видно из того, что в 1596г. Джон Шекспир, после нескольких лет финансовых затруднений, получает в Геральдической палате право на герб, знаменитый шекспировский щит, заплатил за который, несомненно, Уильям; пожалованный титул дает Шекспиру право подписываться «Уильям Шекспир, джентльмен». Другое доказательство его успехов: в 1597 он приобретает Нью-Плейс большой дом с садом в Стратфорде. Шекспир перестраивает дом, перевозит туда жену и дочерей и позднее, когда покидает лондонскую сцену, сам селится в нем.

1595-96 – написана трагедия «Ромео и Джульетта», вслед за ней – «Венецианский купец» – первая комедия, которую впоследствии назовут «серьезной».

1596 – написана пьеса «Венецианский купец» (The Merchant of Venice), более серьёзная, чем другие ранние комедии Шекспира. Возможно, поводом к сочинению послужило желание труппы Шекспира поставить пьесу, которая могла бы соперничать с популярной пьесой Марло «Мальтийский еврей», возобновлённой в 1595-1596гг. труппой «Слуги адмирала». Сюжетную канву Шекспир берёт из итальянской новеллы, где коварный еврей угрожает жизни купца-христианина. Продуманный ход интриги и её неожиданная развязка предвосхищают трагикомедии Фр.Бомонта и Д.Флетчера.

1597-1598 – издано не менее пяти пьес Шекспира.

1598 – братья Бербеджи разбирают старый Театр – постройку на северной окраине Лондона, где играла труппа Шекспира, и из его бревен сооружают театр «Глобус» на южном берегу Темзы, в Саутуорке. Шекспир становится одним из акционеров нового театра; такое же право он получает и в 1608г., когда труппе достался ещё более прибыльный театр «Блэкфрайерз», в городской черте.

Осень 1599 – открывается театр «Глобус». Над входом крылатые слова: «Весь мир – театр» (Totus mundis agit histrionem). Шекспир – один из его совладельцев, актёр труппы и основной драматург. В год открытия «Глобуса» он пишет римскую трагедию «Юлий Цезарь» (Julius Caesar) и комедию «Как вам это понравится» (As You Like It, 1599-1600), которые разработкой меланхолических характеров открывают путь к созданному годом позже «Гамлету». С его появлением начинается период великих трагедий (1601-1606).

1599-1600 – комедия «Виндзорские насмешницы» (The Merry Wives of Windsor).

1601-1602 – комедия «Двенадцатая ночь» (The Twelfth Night), после которой Шекспир переходит к более серьезным темам. Поворот к трагедии вызван несколькими причинами. Переменившаяся к концу века театральная мода снова приводит на подмостки трагедию, вытеснив патриотические хроники. Сочиняя для массового зрителя, Шекспир должен был ответить на новые запросы публики. Более существенной причиной может быть его желание попытать силы в трагедии – по общему мнению, высшего поэтического жанра. Он не касался этой области со времени первой пробы в «Ромео и Джульетте». Завершив цикл хроник, он вновь обращается к трагедии. Переход к трагическому жанру ознаменовывается пьесой «Гамлет» (Hamlet, 1600-1601). В основе – старая утраченная пьеса (ок. 1588–1589; автор, вероятно, Т.Кид), но представление о ней можно получить из позднейшего и искаженного немецкого перевода «Наказанное братоубийство, или Принц Гамлет из Дании». Видимо, труппа Шекспира получила права на постановку пьесы Кида, поскольку известно, что ещё в 1594г. и 1596г. она представляла некоего «Гамлета». Если бы речь шла о трагедии Шекспира, она успела бы попасть в список Мереса, составленный в 1598г. Вероятнее, что, закончив «Юлия Цезаря», Шекспир берёт рукопись старой пьесы из архива труппы и переделывает её. Пьеса имеет огромный успех, что ясно из мгновенно появившихся аллюзий, цитат и даже пародий. Она создаёт моду на «трагедии мщения», продлившуюся до закрытия театров в 1642г.

28 марта 1603 – умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт, наследовавшему корону Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под свое высочайшее покровительство труппу актеров лорда-камергера. Отныне они будут именоваться «слугами его величества короля». Слуг его величества особенно любят при дворе, труппа выступает там часто и за хорошее вознаграждение, долю которого, безусловно, получает и Шекспир. Рост доходов позволяет ему широко вкладывать деньги в откупа и недвижимость и в Лондоне, и в Стратфорде.

1 ноября 1604 – при дворе сыграна трагедия «Отелло» (Othello), более чем любая другая пьеса Шекспира, близкая к елизаветинскому жанру «семейной трагедии». Имеющая успех при первых постановках, после Реставрации она возобновляется; тогда же впервые роль Дездемоны играет женщина – Маргарет Хьюз.

1605 – трагедия «Король Лир» (King Lear), действие которой отнесено в далёкое варварское прошлое; сюжет скорее символический, чем реалистический, и лишён того единства и цельности, которые отличают трагедию о венецианском мавре. Постановки «Короля Лира» никогда не имели большого успеха; более того, в эпоху Реставрации пьесу Шекспира вытесняет с подмостков сентиментальная переделка Н.Тейта (1652-1715). Её ставят реже других трагедий Шекспира и в наши дни.

1606 – «Макбет» (Macbeth) – одна из самых коротких пьес Шекспира, судя по всему, сочинённая в большой спешке, чтобы исполнить пожелание короля Якова представить новую пьесу во время празднеств в честь приехавшего в Англию Христиана Датского, свойственника короля. Тему, возможно, подсказало устроенное в Оксфорде в 1605г. для короля представление. Трое студентов, наряженные сивиллами, продекламировали латинское стихотворение, содержавшее древнее пророчество о том, что Банко, дальний предок Якова, породит династию королей, которые будут править тремя царствами – Англией, Шотландией и Ирландией. Король остался очень доволен, и Шекспир, по-видимому, сделал вывод, что пьеса о Банко и его убийце Макбете будет хорошо принята при дворе. За материалом для пьесы он обращается к образцовым тогда «Хроникам Англии, Шотландии и Ирландии» (1577) Р.Холиншеда (ум. ок. 1580).

1606 – начинается последний период шекспировского творчества, завершившийся в 1613 его отъездом в родной Стратфорд. К нему относятся три пьесы на античные сюжеты – «Тимон Афинский» (Timon of Athens, 1605-1606), «Антоний и Клеопатра» (Antony and Cleopatra, 1607-1608) и «Кориолан» (Coriolanus, 1608-1609).

1609 – выходит единственное прижизненное издание сонетов Шекспира с посвящением W. H, которое и по сей день не разгадано. Наиболее вероятное время создания сонетов – 1593-1600.

1611 – трагикомедия «Зимняя сказка» (The Winter's Tale). В соответствии с жанровыми требованиями пьеса полна театральных эффектов и неожиданностей.

1612 – трагикомедия «Буря» (The Tempest), видимо, последняя самостоятельная пьеса Шекспира.

1613 – Шекспир уезжает в Стратфорд. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь.

Март 1616 – Шекспир составляет и подписывает завещание.

23 апреля 1616 – Уильям Шекспир умер и был похоронен в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда.

При жизни Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых пиратских изданиях с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти издания носят название кварто (quarto).

После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое «Первое Фолио» (The First Folio, 1623). Восемнадцать из них ранее вообще не печатались. Шекспировский канон (бесспорно принадлежащие Шекспиру пьесы) включает 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598). Трагедия о любви и верности ценою жизни «Ромео и Джульетта» (1595). В исторических хрониках («Ричард III», 1593; «Генрих IV», 1597-98), трагедиях («Гамлет», 1601; «Отелло», 1604; «Король Лир», 1605; «Макбет», 1606), в римских трагедиях (политических – «Юлий Цезарь», 1599; «Антоний и Клеопатра», 1607; «Кориолан», 1607), лирико-философских «Сонетах» (1592-1600, опубликованы в 1609) нравственные, общественные и политические конфликты эпохи осмыслил как вечные, неустранимые, как законы мироустройства, при которых высшие человеческие ценности – добро, достоинство, честь, справедливость – неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение.

Поиски оптимистического решения конфликтов привели к созданию романтических драм «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612). Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.

Более двух столетий после смерти Шекспира никто не сомневался в том, что Уильям Шекспир из Стратфорда, актер труппы «Слуги его величества», написал и стихотворения, изданные под его именем, и пьесы, в 1623г. собранные в фолио его друзьями-актерами. Однако примерно в 1850г. в авторстве Шекспира возникли сомнения, которые и сегодня разделяются многими. Трудно сказать, откуда пришла такая идея. Возможно, причиной послужило то, что викторианцы верили в необходимость образования для писателя, а Шекспира считали необразованным – по выражению Т.Карлейля, «бедным крестьянином из Уорикшира».

В поисках вероятного автора дошедших под именем Шекспира сочинений скептики, разумеется, обратились к самому учёному елизаветинцу – Фр.Бэкону. Выбор был неудачен, поскольку из всех образованных людей той эпохи Бэкон был меньше всех способен написать что-либо подобное – в чем легко убедиться, сравнив его очерк «Любовь» с «Ромео и Джульеттой» или с сонетами. Есть наряду с Бэконом и другие претенденты. Главное место занимает среди них Эдвард де Вир, семнадцатый граф Оксфордский, кандидатура которого на авторство пользуется в Англии поддержкой множества влиятельных голосов. Оксфорд гораздо более вероятный, чем Бэкон, кандидат, поскольку он был поэт, покровитель актерской труппы и, согласно Мересу, считался вместе с Д.Лили, Р.Грином и Шекспиром «лучшим среди нас по части комедии». К несчастью для сторонников Оксфорда, он умер в 1604г. – прежде, чем были написаны многие пьесы Шекспира, включая «Бурю».

В Америке, былом оплоте бэконианской теории, авторство Э.Дайера (ок. 1545-1607) защищал О.Брукс, написавший книгу о том, что Шекспир из Стратфорда был вовсе не поэтом, а всего лишь секретарем и литературным агентом. Но Дайер, как и Оксфорд, умер слишком рано и не мог написать позднейшие пьесы шекспировского Канона. Доказывать чьи-либо, кроме самого Шекспира, права на авторство его пьес значит, попросту говоря, не считаться со всей совокупностью свидетельств того времени. Самое веское из них принадлежит Бену Джонсону – он знал актёра Шекспира, регулярно игравшего в пьесах Джонсона; он критиковал экстравагантность шекспировского стиля и отмечал его ошибки, но он же восхвалял его как драматурга, который мог бы потягаться «со всем, что создали дерзостная Греция или надменный Рим».

Добавить отзыв

Книги Шекспира Уильяма. Читаем онлайн бесплатно без регистрации

Автор 256
Венера и Адонис (Кружков Григорий Михайлович, Шекспир Уильям)
ru
Кружков Григорий Михайлович, Шекспир Уильям
Сонеты. Гамлет (Шекспир Уильям)
ru
Шекспир Уильям
Гамлет (Шекспир Уильям)
ru
Шекспир Уильям
Комедии и трагедии (Шекспир Уильям)
ru
Шекспир Уильям

Жанры, в которых пишет Шекспир Уильям

Список книг Шекспира Уильяма. Читать, скачать онлайн бесплатно без регистрации***

  1. A Lover's Complaint
  2. Antoine et Cléopâtre
  3. Beaucoup de Bruit pour Rien
  4. Beautiful Stories from Shakespeare
  5. Coriolan
  6. Coriolanus
  7. Coriolanus
  8. Coriolanus
  9. Cymbeline
  10. Cymbeline
  11. Cymbeline
  12. Das Leben und der Tod des Königs Lear
  13. De Koopman van Venetië
  14. De Koopman van Venetië
  15. Der Kaufmann von Venedig
  16. Der Sturm, oder Die bezauberte Insel
  17. Die Irrungen, oder die Doppelten Zwillinge
  18. Dramas
  19. Ein St.-Johannis-Nachts-Traum
  20. Hamlet
  21. Hamlet
  22. Hamlet
  23. Hamlet, Prinz von Dännemark
  24. Henri IV (1re partie)
  25. Henri IV (2e partie)
  26. Henri V
  27. Henri VI. 1
  28. Henri VI. 2
  29. Henri VI. 3
  30. Iloiset Windsorin rouvat
  31. Jules César
  32. Julius Caesar
  33. Julius Caesar
  34. Julius Caesar
  35. King Henry IV, Part 2
  36. King Henry the Eighth
  37. King Henry VI, First Part
  38. King John
  39. King Richard II
  40. King Richard III
  41. King Richard the Second
  42. König Heinrich der vierte
  43. König Heinrich der vierte. Der Erste Theil
  44. La Comédie des Méprises
  45. La méchante femme mise à la raison
  46. La mort de Lucrèce
  47. La plainte d'une amante
  48. La Tempête
  49. La vie et la mort du roi Richard II
  50. La vie et la mort du roi Richard III
  51. Le conte d'hiver
  52. Le Jour des Rois
  53. Le marchand de Venise
  54. Le Pèlerin amoureux
  55. Le roi Jean
  56. Le roi Lear
  57. Leben und Tod des Königs Johann
  58. Leben und Tod Königs Richard des zweyten
  59. Love's Labour's Lost
  60. Maaß für Maaß
  61. Macbeth
  62. Macbeth
  63. Macbeth
  64. Measure for Measure
  65. Othello
  66. Othello
  67. Othello
  68. Othello
  69. Othello, the Moor of Venice
  70. Paljo melua tyhjästä
  71. Peines d'amour perdues
  72. Périclès
  73. Pericles, Prince of Tyre
  74. Richard II
  75. Richard III
  76. Richard III
  77. Romeo and Juliet
  78. Roméo et Juliette
  79. Romeo ja Julia
  80. Romeo und Juliette
  81. Sonnets
  82. Sonnets on Sundry Notes of Music
  83. The comedies. Комедии
  84. The First Part of Henry the Sixth
  85. The First Part of King Henry the Fourth
  86. The History of Troilus and Cressida
  87. The Life of Henry the Eighth
  88. The Life of King Henry the Fifth
  89. The Life of Timon of Athens
  90. The Merry Wives of Windsor
  91. The Passionate Pilgrim
  92. The Phoenix and the Turtle
  93. The Second Part of King Henry the Sixth
  94. The Shakespeare Story-Book
  95. The sonnets and poems. Сонеты и поэмы
  96. The Taming of the Shrew
  97. The Tempest
  98. The Third Part of King Henry the Sixth
  99. The tragedies. Трагедии
  100. The Tragedy of Antony and Cleopatra
  101. The Tragedy of Coriolanus
  102. The Tragedy of Hamlet, Prince of Denmark
  103. The Tragedy of Julius Caesar
  104. The Tragedy of King Lear
  105. The Tragedy of Macbeth
  106. The Tragedy of Othello, Moor of Venice
  107. The Tragedy of Titus Andronicus
  108. The Two Gentlemen of Verona
  109. The Winter's Tale
  110. The Works of William Shakespeare [Cambridge Edition] [Vol. 1 of 9]
  111. Timon d'Athènes
  112. Timon von Athen
  113. Titus Andronicus
  114. Titus Andronicus
  115. Titus Andronicus
  116. Titus Andronicus
  117. Tout est bien qui finit bien
  118. Troïlus et Cressida
  119. Troilus ja Cressida
  120. Turhaa lemmen touhua
  121. Twelfth Night; or, What You Will
  122. Twelfth Night; Or, What You Will
  123. Venus and Adonis
  124. Venus et Adonis
  125. Was ihr wollt
  126. Wie es Euch gefällt
  127. Антоний и Клеопатра
  128. Бесплодные усилия любви
  129. Буря
  130. Буря
  131. Венера и Адонис
  132. Венецианский купец. Перевод Юрия Лифшица
  133. Веселые виндзорские кумушки
  134. Виндзорские насмешницы
  135. Все хорошо, что хорошо кончается
  136. Гамлет
  137. Гамлет
  138. Гамлет (спектакль)
  139. Гамлет в исполнении Дмитрия Быкова + Лекция Быкова Дмитрия
  140. Гамлет, принц датский
  141. Гамлет, принц датский. Перевод Юрия Лифшица
  142. Гамлет. Король Лир (сборник)
  143. Гамлет. Перевод А.Кронеберга
  144. Генрих IV. Часть первая
  145. Драматические сочинения Шекспира. Пер. с англ. Н. Кетчера. Том 3
  146. Зимняя сказка
  147. Зимняя сказка. Аудиоспектакль
  148. Как вам это понравится
  149. Как вам это понравится
  150. Как вам это понравится. Перевод Юрия Лифшица
  151. Комедии и трагедии
  152. Комедия ошибок
  153. Король Генрих IV
  154. Король Генрих IV
  155. Король Генрих IV
  156. Король Лир
  157. Король Лир
  158. Король Лир
  159. Король Лир
  160. Король Лир. Перевод А.В.Дружинина
  161. Король Лир. Перевод А. Козлова
  162. Король Лир. Перевод Юрия Лифшица
  163. кста Гамлет
  164. Макбет
  165. Макбет. Аудиоспектакль
  166. Макбет. Корона или смерть
  167. Макбет. Новый перевод Алексея Козлова
  168. Макбет. Перевод Юрия Лифшица
  169. Мир в картинках. Уильям Шекспир. Гамлет, принц Датский
  170. Мир в картинках. Уильям Шекспир. Король Лир
  171. Мир в картинках. Уильям Шекспир. Макбет
  172. Много шума из ничего. Перевод Юрия Лифшица
  173. Ромео и Джульетта
  174. Ромео и Джульетта
  175. Ромео и Джульетта (спектакль)
  176. Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet
  177. Ромео и Джульетта. Отелло (сборник)
  178. Ромео и Джульетта. Перевод Юрия Лифшица
  179. Ромео и Джульетта. Сонеты. В переводе Юрия Лифшица
  180. Собрание сочинений в одной книге (сборник)
  181. Сон в летнюю ночь
  182. Сон в летнюю ночь. Перевод Алексея Козлова
  183. Сонеты
  184. Сонеты
  185. Сонеты
  186. Сонеты
  187. Сонеты
  188. Сонеты
  189. Сонеты (1609 г.)
  190. Сонеты (перевод Александра Шаракшанэ)
  191. Сонеты и поэмы
  192. Сонеты. Гамлет
  193. Сонеты. Перевод Юрия Лифшица
  194. Страстный пилигрим
  195. Трагедия о Гамлете, принце датском. Перевод К.Р.
  196. Трагедия о Гамлете, принце датском. Перевод К.Р. Том 2
  197. Трагедия о Гамлете, принце датском. Перевод К.Р. Том 3
  198. Укрощение строптивой (спектакль)
  199. Укрощение строптивой. Новый перевод Алексея Козлова
  200. Шекспир в пересказе для детей 2

Оставьте свой отзыв!

Ещё никто не оставлялсвой отзыв. Будьте первым!