Сумароков Александр Петрович. Биография

Сумароков Александр Петрович - Фото

Дата рождения: 25 ноября 1717 года. Дата смерти: 12 октября 1777 года.

Поэт, драматург

14 (25) ноября 1717 – Сумароков Александр Петрович родился в Москве в старинной дворянской семье. До пятнадцати лет обучается и воспитывается дома.

1732 - 1740 – учится в специальном учебном заведении для детей высшего дворянства – Сухопутном шляхетском корпусе, где начинает писать стихи, подражая В.Тредиаковскому. Ко времени окончания корпуса напечатаны две «Оды» Сумарокова, в которых поэт воспевает императрицу Анну Иоанновну.

1740 – служит адъютантом у вице-канцлера графа Г.Головкина.

1741 – служит адъютантом у графа А.Разумовского. Продолжает писать, в это время испытывая сильное влияние од М.Ломоносова. Также сочиняет любовные песни, которые получают признание публики и расходятся в списках. Он разрабатывает поэтические приемы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, позднее примененные им в трагедиях.

Лирика Сумарокова неодобрительно встречена Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым по вопросам поэтического стиля представляла важный этап в развитии русского классицизма. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма. В отличие от Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение идеалам дворянства. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь не величественной, а «приятной». В 1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл «вздорными одами». Эти комические оды были в известной степени и автопародиями.

1747 – стихотворная трагедия «Хорев».

1748 – стихотворная трагедия «Гамлет».

1750 – стихотворная трагедия «Синав и Трувор». В своих трагедиях Сумароков впервые в истории русского театра использует достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Он соединяет в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой.

1756-1761 – Сумароков – первый директор Российского театра в Петербурге.

1759 – издает первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела», выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на будущую императрицу Екатерину II.

1762 – после начала царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н.Новикова и Д.Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.

1761 – после вынужденного ухода в отставку (высокопоставленные придворные чины были недовольны Сумароковым) поэт полностью посвящает себя литературной деятельности.

1770 – после переезда в Москву, Сумароков вступает в конфликт с московским главнокомандующим П.Салтыковым. Императрица принимает сторону Салтыкова, на что Сумароков отвечает издевательским письмом. Все это ухудшает его общественно-литературное положение.

1772 – комедии «Рогоносец по воображению», «Вздорщица».

1771 – трагедия «Дмитрий Самозванец».

1774 – трагедия «Мстислав». Издает сборники «Сатиры», «Элегии», а также «Эпистолу о российском языке» и «О стихотворстве» в одной книге «Наставление хотящим быти писателями». Одной из важнейших идей эпистол Сумарокова была идея о величии русского языка.

Последние годы жизни отмечены материальными лишениями, утратой популярности.

1 октября (12 н.с.) 1777 – Сумароков умер в Москве.

1781 – после смерти поэта Новиков издает «Полное собрание всех сочинений» Сумарокова (второе издание 1787).

Жанры Александра Петровича Сумарокова

Поделиться страницей