Вайян Роже Франсуа. Биография

Вайян Роже Франсуа - Фото

Дата рождения: 16 октября 1907 года. Дата смерти: 1965 год.

Роже Франсуа Вайян (Roger Franзois Vailland)

французский писатель и общественный деятель. Член Французской компартии с 1952. Родился в семье архитектора, в молодости пережил сильное увлечение сюрреализмом, основал (вместе с поэтом Р.Домалем) сюрреалистический журнал «Grand Jeu» («Крупная игра», 1928-1931), но быстро разошелся с соратниками-сюрреалистами; с 1928 г. – репортер-профессионал; с 1931 г. работал в международном отделе газеты «Paris Soir», писал интересные статьи о Германии накануне захвата власти нацистами и в первый год правления Гитлера; был сторонником Народного фронта.

В 1953 Вайян посетил СССР, в конце 1930-х гг. объездил много стран. Начало Второй мировой войны застало его в Румынии; вернулся во Францию сразу после ее капитуляции, перебрался в Южную зону и стал активным участником Сопротивления; в конце 1944 – начале 1945 гг. – военный корреспондент газеты «Liberation». В 1945 г. вышла «Странная игра» - роман о Сопротивлении, отразивший недавний опыт подпольной деятельности автора и его товарищей. Главный герой произведения – Франсуа де Ламбаль, по кличке «Марат», жизненная философия которого созвучна экзистенциалистской, – несомненно, наиболее близкий писателю персонаж; однако, для мировосприятия самого Вайяна характерна внутренняя противоречивость: мощное влияние экзистенциализма соседствует с стремлением преодолеть его, приняв идею активного вмешательства человека в ход событий ради торжества общественно полезного дела, ради счастья другого человека.

Будучи вполне современным в идейно-художественном отношении, роман тесно связан с традициями классической французской литературы: взаимоотношения Ламбаля со своей бывшей любовницей Матильдой заставляют вспомнить героев «Опасных связей» Шодерло де Лакло – виконта де Вальмона и мадам де Мертей (кстати, именно Вайян создал сценарий по этому знаменитому произведению для фильма режиссера Р.Вадима); в литературной манере автора чувствуется известная близость к Стендалю (которого он считал одним из своих учителей). Послевоенное творчество Вайяна включает романы «Удары судьбы» (1948); «Твердая поступь, верный глаз» (1950); «Одинокий молодой человек» (1951) – возвращение писателя к эпохе Сопротивления; «Бомаск» (1954) – книга, в которой создан яркий, обаятельный образ мужественной и цельной женщины, Пьеретты Амабль; «325000 франков» (1955) – повесть о рабочем, одержимом жаждой накопительства. В центре романа «Закон» (1957), удостоенного Гонкуровской премии, – пожилой аристократ, живущий в фашистской Италии, но отвергающий правящий режим и противопоставляющий ему порядки изучаемой им бывшей греческой колонии Урии; любуясь своим героем, писатель не приемлет, однако, его позиции «над схваткой». В последних романах «Празднество» (1960) и «Форель» (1964) автор продолжает свои поиски сильных, независимых, цельных характеров.

В произведениях Вайяна удачно сочетаются элементы классической и современной романной поэтики; при этом современность его творческой манеры достигается, во многом, за счет определенного совмещения жанровых черт романа и драмы; отсюда особая важность диалога, подчеркнутая сценичность эпизодов и др. Роже Вайян является также автором эссе «Сюрреализм против революции» (1948), теоретического исследования «Опыт драмы» (1953), пьес «Элоиза и Абеляр» (1947), «Полковник Фостер признает себя виновным» (1951), «Господин Жан» (1959) и т.д.

Умер в 1965 году.

Поделиться страницей