Вельтман Александр Фомич. Биография

Вельтман Александр Фомич - Фото

Дата рождения: 8 июля 1800 года. Дата смерти: 11 января 1870 года.

ВЕЛЬТМАН Александр Фомич [1800-1870] - романист, поэт, археолог. Сын офицера - смотрителя Московской долговой тюрьмы, учился сначала в Благородном пансионе при Московском университете, затем в Петербургском пансионе братьев Терликовых. С 1816 служил в армии, участвовал в турецкой войне 1828-1829. В 1831 вышел в отставку в чине подполковника. К этому же году относится начало его лит-ой известности. В начале 40-х гг. пристрастился к археологии. В 1842 получает место помощника директора Оружейной палаты, а после смерти Загоскина назначается ее директором [1852] и занимает эту должность до смерти. Состоял членом обществ: Истории и древностей российских и Любителей российской словесности. Редактировал издание "Древностей Российского государства". Исторические и археологические работы В. ("Начертание древней истории Бессарабии", "Достопамятности Московского кремля", "Московская оружейная палата", "Индо-германе или сайване", "О свевах, гуннах и монголах", "Атилла и Русь IV-V в." и др.) отличаются необузданной фантазией, свойственной романтизму, и серьезного научного значения не имеют.

Своей лит-ой известностью, несмотря на то, что он является автором ряда стихотворений и повестей в стихах, Вельтман обязан исключительно своей прозе, к-рая и определяет его значение в истории русской лит-ры. В 1831 он выпускает первые три части "Странника", поставившего его сразу в ряд первостепенных прозаиков. "Кащей бессмертный" [1833] имел уже исключительный успех, встретил всеобщее одобрение критики и упрочил за В. репутацию "замечательнейшего романиста". Из его следующих произведений следует отметить: "Святославич, вражий питомец" [1835], "Александр Филиппович Македонский" [1836], "Сердце и Думка", два сборника "Повестей" [1836 и 1843], "Новый Емеля или превращение" [1845] и романы из цикла "Приключения, почерпнутые из моря житейского": "Саломея" [1848], "Чудодей" [1849], "Воспитанница Сарра" [1862] и "Счастье-несчастье" [1863].

Хотя последние романы В. вышли в 60-х гг., он уже начиная с конца 40-х гг. сходит с литературной авансцены; временем исключительной его популярности являются 30-е гг. Один из талантливейших и ярких представителей лит-ых исканий 30-х гг., отличавшихся напряженным интересом к вопросам формы, В. свою лит-ую родословную ведет от Стерна (см.) и Ксавье де-Местра (см.), что особенно сказалось на первом его прозаическом произведении - "Страннике". Стиль В. характеризуется всеми признаками "стернианства" - подчеркиванием повествовательных приемов, игрой с формой: авторской болтовней, каламбурами, нарочитым торможением сюжета разными отступлениями, разбросанностью конструкции, фрагментарностью, сюжетными перестановками. Проблему лит-ого яз., одну из основных для русских писателей 30-х гг., В. разрешает, вводя в свою лексику элементы древнерусского яз. (особенно в своих исторических романах), наряду с Далем, к-рый обновляет лит-ый яз. простонародными и диалектическими речениями.

Разработанная В. своеобразная языковая система сближает его с Лесковым. Причудливый гротеск, живая фантазия, занимательность, смешение фантастики с реализмом сделали В. любимцем публики и критики 30-х и начала 40-х гг. С конца 40-х гг., когда перед лит-рой ставятся задачи разрешения разного рода идейных и психологических проблем, эти особенности стиля В. навлекают на него упреки в бедности содержания. Его последний роман - "Приключения, почерпнутые из моря житейского" - проходит почти незамеченным. "В наше время романы пишутся, чтобы поставить разные вопросы, - и вдруг среди них наивнейший роман тридцатых годов" ("Библиотека для чтения", 1863).

Имя В. сходит со страниц журналов и забывается настолько основательно, что даже в больших курсах по истории лит-ры оно упоминается лишь вскользь. И только в наше время, с обновлением лит-ой науки, возобновляется интерес к В. Наряду с выяснением его роли в выработке литературных форм и яз., современные исследователи (В. Ф. Переверзев) стремятся выяснить его место в истории лит-ры. Как и Даль, Полевой, Греч, Павлов, Погодин, В. является одним из первых представителей того стиля в русской литературе, социальные истоки которого восходят к городскому мещанству, мелкобуржуазной интеллигенции; высшей точкой развития этого стиля было творчество Достоевского. С Достоевским Вельтмана сближают не только композиционные приемы: сюжетная перестановка, стремительность и запутанность действия, создающие "занимательность" и повышающие читательскую заинтересованность, что отводит Вельтману почетное место в истории русского авантюрного романа. Самый характер его гротеска, стирание граней между фантастическим и реальным, психологические черты его героев, особенно "Приключения из моря житейского" (мотив двойничества, истеричность, этическая неуравновешенность) - все это дает основание В. Ф. Переверзеву считать В. "предтечей Достоевского".

Творчество В. еще мало исследовано, но и все вышесказанное позволяет отвести В. заметное место в истории русской лит-ры.

Добавить отзыв

Книги Вельтмана Александра Фомича. Читаем онлайн бесплатно без регистрации

Автор 31
Эротида (Вельтман Александр Фомич)
ru
Вельтман Александр Фомич
Неистовый Роланд (Вельтман Александр Фомич)
ru
Вельтман Александр Фомич
Воспоминания о Бессарабии (Вельтман Александр Фомич)
ru
Вельтман Александр Фомич
Странник (Вельтман Александр Фомич)
ru
Вельтман Александр Фомич
Аттила – царь русов (Вельтман Александр Фомич)
ru
Вельтман Александр Фомич

Жанры, в которых пишет Вельтман Александр Фомич

Список книг Вельтмана Александра Фомича. Читать, скачать онлайн бесплатно без регистрации***

  1. Аленушка
  2. Аленушка
  3. Аттила и Русь IV и V века
  4. Аттила – царь русов
  5. Воспоминания о Бессарабии
  6. Воспоминания о Бессарабии
  7. Воспоминания о Бессарабии
  8. Воспоминания о Бессарабии
  9. Избранные стихотворения
  10. Индо-германы, или сайване
  11. Иоланда
  12. Костешские скалы
  13. Костешские скалы
  14. Кощей бессмертный. Былина старого времени
  15. Маги и мидийские каганы XIII столетия
  16. Московская Оружейная палата
  17. Не дом, а игрушечка
  18. Не дом, а игрушечка
  19. Неистовый Роланд
  20. Неистовый Роланд
  21. Ольга
  22. Отрывки (сборник)
  23. Отрывки (сборник)
  24. Радой
  25. Райна, королевна Болгарская
  26. Реляции о русско-турецкой войне 1828 года
  27. Саломея, или Приключения, почерпнутые из моря житейского
  28. Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира
  29. Странник
  30. Эротида
  31. Эротида

Оставьте свой отзыв!

Ещё никто не оставлялсвой отзыв. Будьте первым!