Вольтер Франсуа Мари Аруэ. Биография

Вольтер Франсуа Мари Аруэ - Фото

Дата рождения: 21 ноября 1694 года. Дата смерти: 30 мая 1778 года.

ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Франсуа Мари Аруэ, Arouet) (21 ноября 1694, Париж 30 мая 1778, там же), французский мыслитель, писатель и публицист эпохи Просвещения.

Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.

После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-11) юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни.

Уже в 1718 была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер».

Крупная эпическая поэма «Генриада», первоначально названная «Лига» (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею.

В конце 1726 вынужден покинуть Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах», вышедших в 1733 на английском, а в 1734 на французском языках. В 1734, уже после возвращения Вольтера на родину, книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а над автором нависла угроза ареста.

Решив не искушать судьбу, Вольтер тогда же, в 1734, удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты о результатах совместных лабораторных опытов они отправляли в Париж, в Королевскую Академию наук.

Десять лет, проведенных в Сирее, оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира» (1736) и «Магомет» (1742), «Трактат о метафизике» (1734) и «Основы философии Ньютона» (1738), написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV» (1751).

Воинственный скепсис сирейского периода проявился в работе Вольтера над эпической поэмой «Орлеанская девственница», первая половина которой была завершена к 1735.

В 1744 началась краткая и неудачная карьера Вольтера-царедворца. Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили ему место придворного историографа Франции (1745). В 1746 состоялось его избрание во Французскую Академию, однако ему так и не удалось снискать расположение короля, несмотря на все заискивания писателя.

Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы Дю Шатле (1749) склоняли Вольтера принять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750. Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом началась еще в 1736 с восторженного письма молодого кронпринца. В последующее десятилетие они несколько раз встречались. Полагаясь на испытанную годами привязанность и щедрость «короля-философа», Вольтер рассчитывал прижиться в Пруссии. Но вблизи ему открылись во Фридрихе не только острый ум, но и двуличие и деспотизм, что и стало причиной отъезда Вольтера в 1753 из Пруссии.

В декабре 1754 Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. В окрестностях Женевы он купил небольшое имение, названное им «Делис» («Отрада»). Здесь Вольтер начал сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Первые его статьи появились в 1755 в 5-м томе: «Дух», «Красноречие», «Изящество». Уже к 1756 из-под его пера вышла дюжина энциклопедических статей, отличавшихся большой смелостью.

После всего случившегося Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенства Женевы. В конце 1758 он арендовал поместье Турней, а в начале 1759 приобрел еще и поместье Ферней, расположенные по обе стороны границы Женевского кантона с Францией. Ферней стал его «удельным княжеством», которым он правил как просвещенный государь.

Наконец-то Вольтер мог позволить себе роскошный образ жизни. Состояние его пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 годовой доход Вольтера составил двести тысяч ливров, что превращало фернейского патриарха в одного из богатейших людей Франции.

В свои 65 лет и далее он продолжал отправлять сотни писем, выпускать множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом» (1759-63). Написанная по заказу русского правительства, «История» прославляла царя-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих плодов фернейского периода философские повести «Кандид» (1759) и «Простодушный» (1767), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа» (1756-69), «Карманный философский словарь» (1764), «Вопросы об «Энциклопедии» (1770-72).

На склоне лет, когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил еще раз, может быть последний, повидать Париж. 10 февраля 1778 патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях Французской Академии, посмотрел постановку своей пьесы «Ирена» (1776) в «Комеди Франсез» и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер. Спустя три месяца он скончался.

Вольтеру предстояло еще раз триумфально вернуться в Париж в 1791 и обрести покой в национальной усыпальнице выдающихся людей Пантеоне.

-------

(Настоящее имя Мари Франсуа Аруэ)

Французский писатель, философ, историк

Родился 21 ноября 1694г. в Париже, в семье нотариуса. Рано потерял мать. Провёл шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже.

1711 – заканчивает учебу в колледже. Отец устраивает его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако Вольтеру гораздо интереснее поэзия и драма. Он вращается в кругу вольнодумцев-аристократов (т.н. «Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей. Свою литературную деятельность Вольтер начинает стихами в духе тогдашней легкой поэзии.

1717 – за сатирические стихи по адресу регента и его дочери Вольтер попадает в Бастилию. Там он проводит одиннадцать месяцев и заканчивает свою первую трагедию «Эдип» (Oedipe).

1718 – «Эдип» поставлен на сцене Комеди Франсез и имеет шумный успех. Его двадцатичетырехлетний автор провозглашается достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Автор добавляет к своей подписи аристократическое «де Вольтер». Под этим именем он и достиг славы.

1722 – написано «Послание к Урании» (Epitre a Uranie) – одно из первых произведений, обличающих религиозную ортодоксию.

1725 – происходит ссора с отпрыском одного из самых родовитых семейств Франции – шевалье де Роан-Шабо, из-за которой Вольтер снова оказывает в Бастилии (апрель 1726). Через две недели его выпускают на условии, что он покинет Париж и будет жить за границей.

1726-1729 – Вольтер живёт в Англии, изучая её политический строй, науку, философию и литературу.

1731 – выходит «История Карла XII, короля Швеции» (Histoire de Charles XII, roi de Suede).

1732 – написана трагедия «Заира» (Zaire).

1734 – выходят «Философские письма» (Les Lettres philosophiques), нередко называемые также «Письмами об англичанах», поскольку здесь непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии. С проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а также комедии У.Уичерли, Д. Ванбру и У.Конгрива. В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книга, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения. Вольтер бежит в Лотарингию, где находит приют в имении маркизы дю Шатлэ. Здесь он живёт до 1745г.

1735 – выходит поэма «Орлеанская девственница» (La pucelle D’Orleans).

1736 – написана трагедия «Альзира, или Американцы» (Alzire ou les americains), а также «Светский человек» (Mondain), шутливое по тону, однако вполне серьёзное по мысли обоснование преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением. Будучи обвинен в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек» и «Орлеанской девственнице»), Вольтер снова бежит, на этот раз в Голландию.

1738-1739 – «Рассуждение о человеке» (Discours sur l'Homme).

1742 – трагедия «Фанатизм, или Магомет пророк» (Le fanatisme ou le Mahomet).

1743 – трагедия «Меропа» (Merope).

1745 – Вольтер возвращается в Париж.

1746 – Вольтер назначен придворным поэтом и историографом, его избирают членом Французской академии, которая до этого дважды отвергала его кандидатуру. Сторонник просвещённого абсолютизма Вольтер путём приближения ко двору стремился повлиять на общественную жизнь Франции. Однако попытка превратить Людовика XV в образцового монарха не увенчалась успехом, и Вольтеру пришлось покинуть Версаль.

1751 – вечно подозреваемый в политической неблагонадежности, чувствуя себя во Франции не в безопасности, Вольтер принимает приглашение прусского короля Фридриха II, с которым с 1736 находится в переписке, и переезжает в Берлин (Потсдам). В этом же году выходит исторический труд «Век Людовика XIV» (Seucle de Louis XIV ), написанный ещё во время пребывания в имении маркизы дю Шатлэ.

1753 – вызвав недовольство Фридриха II неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображенным Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия») Вольтер вынужден покинуть Пруссию и поселиться в Швейцарии, в Женеве.

1756 – выходит «Поэма о естественном законе» (Рoeme sur la Loi naturelle), речь в которой идёт о естественной религии, а также знаменитая «Поэма о гибели Лиссабона» (Poeme sur le De sastre de Lisbonne) – о философской проблеме зла в мире и о страданиях жертв ужасного землетрясения в Лиссабоне 1 ноября 1755г. Также публикуется исторический труд «Опыт о нравах и о духе народов» (Essai sur les moeurs et l'esprit des nations), сначала называвшийся «Всеобщая история».

1758 – Вольтер покупает средневековый замок Торне и ещё один, более современный, Ферне; они находились близко один от другого, по обе стороны французской границы.

1758-1778 – Вольтер, по его словам, «царит в своём маленьком королевстве». Он устраивает там часовые мастерские, гончарное производство, производит опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывает разные усовершенствования в земледелии, ведёт обширную переписку. Эти годы – последний и наиболее плодотворный период деятельности Вольтера. Он поддерживает самые тесные отношения с молодым поколением просветителей – Д.Дидро, Ж.Л.Д'Аламбером, К.А.Гельвецием, П.А.Гольбахом, активно сотрудничает в Энциклопедии, где пишет статьи по вопросам истории, философии и морали. Главное направление его интересов связано с борьбой против религиозной нетерпимости. Фраза «раздавите гадину» (подразумевалась католическая церковь), которой Вольтер обычно заканчивает письма своим друзьям, становится как бы паролем просветителей. Ферне становится местом паломничества. Екатерина II, Фридрих XX, Густав III и др. гордятся дружбой с Вольтером.

1759 – выходит философская повесть «Кандид, или Оптимизм» (Candide ou l'optimisme).

1763 – выходит «Трактат о веротерпимости» (Traite sur la tolerance) – реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе. Трактат представляет собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, который пал жертвой пыток.

1764 – выходит «Философский словарь» (Dictionnaire philosophique), в котором удобно, в алфавитном порядке, излагаются взгляды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные для него идеи.

1767 – выходит философская повесть «Простодушный» (L’ingenu).

Февраль 1778 – Вольтера уговаривают вернуться в Париж. Там, окружённый всеобщим поклонением, невзирая на открытое нерасположение Людовика XVI, Вольтер испытывает прилив энергии и увлекается одним начинанием за другим: присутствует в «Комеди Франсез» на представлении своей последней трагедии «Ирина» (Irene), встречается с Б.Франклином, предлагает Академии подготовить все статьи на «А» для нового издания её Словаря.

30 мая 1778 – Вольтер умер. Церковь, с которой Вольтер всю жизнь находился в непримиримой вражде, запретила хоронить его; но племянник Вольтера, аббат Миньо, тайно отвёз его тело в аббатство Сельер в Шампани и там предал земле. Во время революции 1791г. по решению Конвента останки Вольтера были перенесены в Пантеон.

После смерти Вольтера его библиотека была куплена Екатериной II и перевезена в Петербург. Ныне библиотека Вольтера (6 902 тома, а также 20 томов рукописей) хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина.

В известном издании Молана сочинения Вольтера составили пятьдесят томов почти по шестьсот страниц каждый, дополненные двумя большими томами Указателей. Восемнадцать томов этого издания занимает эпистолярное наследие – более десяти тысяч писем.

Краткая литературная энциклопедия: В 8тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Литературная энциклопедия: В 11 тт. – М., 1929-1939.

Книги Вольтера Франсуа Мари Аруэ. Читаем онлайн бесплатно без регистрации

Автор 1
2017
ru
Вольтер, Вольтер Франсуа Мари Аруэ

Жанры Вольтера Франсуа Мари Аруэ

Список книг Вольтера Франсуа Мари Аруэ. Читать, скачать онлайн бесплатно без регистрации

  1. Мир, каков он есть

Поделиться страницей