Вы читаете фрагмент, купить полную версию на - litres.ru. Купить и за 54.99 руб.

Michel Henry. De Stuarti Millii individualismo. P., 1886.

L’Idée de l’État. Sur l’histoire des théories politiques et sociales depuis la Révolution, Paris, Hachette, 1895.

Albert Schatz. L’individualisme économique et social. Ses origines, son evolution, ses formes contemporaries. Paris, 1907.

Фатеев Л. H. Очерк развития индивидуалистического направления в истории философии государства. Харьков, 1907.

См. у Hanotaux. Histoire du cardinal de Richelieu (Кн. II. Гл. II, III и выводы), как «двенадцать веков старого порядка трудились над созданием современной французской нации путем реставрации идеи государства» (С. 241).

Taine. Origines de laFrance contemporaine, le Régime moderne (T. I. C. 160 и след.). – Ср. A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 11 и след.).

Bossuet. Politique tirée de l’Ecriture sainte (Кн. IV. Гл. I. Пол. 3) доходит до того, что говорит: «Они – боги и некоторым образом обладают независимостью божества».

Ср. эдикт Людовика XIV в августе 1692 г. Anciennes lois françaises (T. XX. C. 165).

Bossuet. Politique (Кн. IV. Гл. I. Пол. 1).

Bossuet. Cinquième Avertissement aux Protestants (Сочинения. Изд. Besançon. T. XI. C. 160 и 161). См. заглавие 56 главы (Cinquième Avertissement): «Взаимный интерес государей и народов установляет самую естественную границу власти».

Bossuet. Politique (Кн. III. Гл. I. Пол. 1).

Holtzendorff. Principien der Politik (Berlin, 1869. C. 223).

Lamennais. Des progrès de la Révolution (C. 199).

Première Lettre sur la Tolérance (Сочинения. T. II. C. 677, 686).

Holtzendorff. Principien der Politik (C. 223).

«Вообще, всякое право должно исходить от общественной власти…» – «Без правительства земля и имущества будут принадлежать всем, подобно воздуху и свету». Bossuet. Politique (Кн. I. Гл. III. Пол. 4).

Bossuet. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. C. 133).

Bossuet. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. C. 145).

Ibid (Сочинения. T. XI. C. 132).

A. Sorel. LEurope et la Révolution (T. I. C. 36). По правде сказать, «нет права, которое бы все признавали и уважали, но есть права, которые каждый всегда готов предъявить».

Индивидуум, отсутствующий в политической философии, отсутствует и в тогдашней литературе. – Ср. Brunetière. Evolution de la poésie lyrique en France au XIX siècle (T. I, 1-я лекция).

Politique (Кн. II. Гл. II. Пол. 12). – Cp. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. C. 150).

См. перечисление этих выгод. Politique (Кн. II. Гл. I. Пол. 8, 10, 11). – Ср. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. С. 160).

A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 13).

J. Denis. Bayle et Jurieu (C. 67): «Редко можно видеть так мало заботы о праве и гуманности, как в XVIII веке. Всем жертвовали ради государства, славы короля, ради какого-то порядка и дисциплины».

О Бейле и Фонтенелле см. у Faguet. Dix-huitième siècle. Очерки 1И2.

См. Voltaire. Poème sur la Loi naturelle и Idées républicaines (Сочинения. Изд. Didot. T. V. C-399).

Nouvelles Remarques sur l’histoire (Сочинения. T. V. C. 66–67).

Traité sur la Tolérance (Сочинения. T. V. C. 519).

Remarques de l’Essai sur les moeurs (Сочинения. T. V. C. 60).

См. Faguet. Dix-huitième siècle. Очерк о Вольтере.

Я нахожу, однако, у него следующее: «Нужны были века, чтобы воздать должное гуманности, чтобы почувствовали, как ужасен факт, что сеет большинство, а собирает в житницы меньшинство». (Lettres sur les Anglais, 9-е письмо).

Pensées sur l’Administration (Сочинения. T. V. C. 351).

Traité sur la Tolérance (Сочинения. T. V. C. 516).

La Voix du sage et du peuple (Сочинения. T. V. C. 347).

«Он ждет всего от государства и, в сущности, работает только для государства». Его идеал – «деспотизм, умеряемый терпимостью и просвещением». A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 110).

Dis cou rs p réliminai re (C. 1).

См. статьи: Souveraineté, Pouvoir, Gouvernement, Autorité, Liberté politique, Administration.

О политике Дидро см. новые труды: A. Ducros. Diderot, l’homme et Vécrivain и Joseph Reinach. Diderot (в Collection des grands écrivains).

Système social (T. I. C. 10).

Système social (T. I. C. 17).

Ibid. (Т. I. C. 105).

Ibid. (Т. I. C. 59).

Ibid. (Т. II. С. 19 и Т. I. C. VIII).

Ibid. (Т. I. C. 25).

Ibid. (T. II. C. 57).

Ibid. (Т. II. C. 25).

Ibid. (T. II. C. 40).

Système social (T. II. C. 41).

Ibid. (Т. II. C. 76 и T. I. e. VIII).

Ibid. (Т. II. C. 6 и 20): «Править значит поддерживать, покровительствовать и вести общество к счастью».

Ibid. (Т. II. С. 83).

Ibid. (Т. III. C. 1).

Ibid. (Т. III. C. 3).

Système social (T. III. C. 115).

Ibid. (T. II. C. 86 и след.).

Dupont de Nemours. Correspondance avec J.-B. Say (y Guillaumin’a, в Collection des principaux Economistes. T. II. 4. 1-я. C. 397).

Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. T. II. 4. 2-я. C. 787). – Cp. Quesnay. Maximes générales (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 81).

Quesnay. Droit naturel. Гл. II (Ibid. T. II. Ч. 1-я. C. 44). «Его право на все подобно праву каждой ласточки на всех мошек, кружащихся в воздухе; но в действительности оно простирается лишь на тех, каких она сможет схватить…»

Quesnay. Droit naturel. Гл. III (Ibid. T. II. Ч. 1-я. С. 46).

Dupont de Nemours. Correspondance avec J.-B. Say (T. II. 4. 1-я. C. 396).

Quesnay. Droit naturel. Гл. II (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 43).

Выражение Дюпон де Немура (Ibid. T. II. Ч. 1-я. C. 22). – Cp. Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés. Гл. XXIV.

Dupont de Nemours (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 22).

Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 338).

Сами физиократы приписывают этой «сущности» божественное происхождение и думают, что «закон создан тою же рукою, которая создала права и обязанности». Dupont de Nemours (Т. 11. 4. 1-я. C. 347).

Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1. C. 338).

Dupont de Nemours. Discours préliminaire к Droit naturel Кене (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 20).

Это право, no Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés (T. I. C. 45–47), является фундаментом каждого общества.

Китай по своему правлению, Египет по администрации. Introduction à la Philosophie économique. Гл. III (Collection. T. II. 4. 2-я. C. 680, 796).

Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 2-я. C. 364).

Он написал апологию китайского деспотизма, и L. de Lavergne не без основания заметил, что «она имела вредное влияние на его учеников». (Les Economistes français au XVIII-e siècle. C. 107).

Quesnay. Maximes générales: Maxime I (Collection. T. II. 4. 1-я. C. 81). Ср.: Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. T. II. 4. 3-я. C. 796).

Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. Т. II. Ч. 2-я. C. 784–785). Ср.: Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 248).

Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés (T. I. Гл. XXIV).

Mercier de la Rivière. (Ibid. T. I. Гл. XXIV).

Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Collection. T. II. 4. 2-я. C. 670).

Essais de moral et de politique, франц. перев. (T. VI. C. 29 и след.). Вот примеры положений, которые можно рассматривать «как аксиомы в политике»: наилучшая монархия та, в которой власть наследственна; наилучшая аристократия требует знати без вассалов, а народ, выражающий мнения чрез своих представителей, составляет наилучшую демократию. (Loc. cit. C. 38).

Ibid, франц. перев. (T. VI. С. 406).

Essais de moral et de politique (T. VI. C. 406).

Тенденция Юма вмешивать государство в экономические отношения была справедливо отмечена Эспинасом в Histoire des doctrines économiques (C. 264–265).

Leslie Stephen. English Thaught in the eighteenth century (T. II. C. 186).

Pfleiderer. Leibniz als Patriot (C. 429).

См. в Abrégé du droit de la nature et des gens, котор. Formey извлек из сочинений Вольфа, Principes du Droit naturel (Кн. I. Гл. I, § 9, io, 11).

Formey. Abrégé (Кн. VIII. Гл. I, § 16).

Ibid. (Кн. VIII. Гл. 1).

Ibid. (Кн. VIII. Гл. IV).

Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 14).

Formey. Abrégé (Кн. VIII. Гл. III, § 16).

Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 127).

Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 136).

Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 16).

Bielfeld. Institutions politiques (T. I. C. 292).

Так называет ее Блюнчли в Lehre vom modernen Staat (I. Кн. I. Гл. V).

См., напр., Léon Say. Turgot (Collection des grands écrivains).

Turgot. Eloge de Gournay (Сочинения. T. I. C. 272).

Turgot. (Сочинения. Т. II. C. 686).

L. de Lavergne в своей книге о французских экономистах (les Economistes français. C. 253), отметил, что Тюрго в начале царствования Людовика XVI далеко не благоволил созванию генеральных и провинциальных штатов; когда друзья, между прочим Мальзерб, упрашивали его, он ничего и слышать не хотел об этом. Затем автор прибавляет: «Тюрго во всем рассчитывал на королевскую власть, руководимую им самим».

Ср. Mémoire 1775 г-

Léon Say сам делает указание на это (Turgot. С. 34).

Mémoire sur les états provinciaux (Ч. 3-я. C. 87).

Tocqueville. Oeuvres complètes (T. VIII. C. 152).

Principes des moeurs chez toutes les nations, ou Catéchisme universel (1796).

A. Sorel. EEurope et la Révolution (T. I. C. 123 и след.). – В частности относительно Пруссии, см. Cavaignac. La formation de la Prusse contemporaine (T. I. C. 47, 96–97).

L'Ancien Régime et la Révolution (C. 60–61).

Cousin. Philosophie sensualiste au XVIII-e siècle. Этот том содержит лекции, читанные Кузэном в 1819 г.

A. Sorel. L'Europe et la Révolution (T. I. C. 107).

Эта идея очень ясно указана самим Бильфельдом. Instit. polit. (T. III. C. 11).

Politique tirée de V'Écriture sainte (Кн. I. Гл. IV. Пол. 7).

Ch. Borgeaud. Etablissement et Revision des Constitutions en Amérique et en Europe (Paris, Thorin, 1893). Ср. статьи, напечатанные тем же автором в Annales de l’École libre des sciences politiques, апрель 1890 г. и январь 1891 г.

Следует заметить, что уже Курно возводил французскую революцию к этой отдаленной причине: «Революция, – писал он в 1867 г., – которой Франция дала свое имя, хотя предварительные симптомы ее появились на другом полушарии и, в свою очередь, являются лишь следствием движения английского протестантизма в XVII веке…» Traité de l’enchaInement des idées fondamentales (T. II. C. 459).

Ch. Borgeaud. Etablissement et Revision des Constitutions (C. 22–23).

Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. III (Сочинения, изд. Laboulaye. T. IV. С. 4).

Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. III (T. IV. C. 4).

Ibid. Кн. XI. Гл. II (T. IV. C. 3).

Ibid. Кн. XI. Гл. III (T. IV. C. 4).

Ibid. Kn. XI. Гл. I (T. IV. C. 1).

Ibid. Кн. XI. Гл. IV (T. IV. C. 5).

Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. VI (T. IV. C. 8).

Ibid. Кн. XI. Гл. IV (T. IV. C. 5).

Монтескье раскрыл эту знаменитую формулу и увидел, что заключающаяся в ней идея является одной из главных причин разложения монархии. Ibid. Кн. VIII. Гл. VI (Сочинения. T. III. С. 309).

См. далее: Кн. V. Гл. I и II.

Esprit des Lois. Кн. XII. Гл. I (T. IV. С. 59).

Ibid. Кн. XII. Гл. II (T. IV. С. 61).

Ibid. Кн. XII. Гл. II (T. IV. С. 61).

Главы XI, XII, XIII книги XII Духа Законов содержат требование свободы мысли, слова и печати. Не следует забывать, однако, что Монтескье ставит границы всем этим видам свободы и, например, не доходит до терпимости к свободе культа. «Государственная религия, умеренная индифферентностью большинства и неверием избранных, кажется ему, по существу, предпочтительнее соперничества сект». A. Sorel. Montesquieu (Collection des grands écrivains. C. 113).

Esprit des Lois. Кн. XXIX (T. V. C. 379).

Ibid. Кн. I. Гл. I (T. III. C. 91).

Ibid. Кн. I. Гл. III (T. III. C. 99).

Ibid. Кн. XXIX. Гл. XIX (T. V. C. 114).

Ibid. Кн. XXIX. Гл. IV (T. V. C. 383).

Esprit des Lois. Кн. XXIX. Гл. I (T. V. C. 379).

«Я уже сказал, и мне кажется, все это сочинение написано мною лишь с целью доказать, что дух умеренности должен быть духом законодателя…» Ibid. Кн. XXIX. Гл. 1 (T. V. С. 379).

Contrat social. Кн. II. Гл. II.

Ibid. Кн. II. Гл. II.

Ibid. Кн. I. Гл. 1.

Contrat social. Кн. II. Гл. II.

Ibid. Кн. II. Гл. 1.

Ibid. Кн. II. Гл. III.

Ibid. Кн. II. Гл. IV.

Ibid. Кн. I. Гл. VII.

Ibid. Кн. II. Гл. 1.

«Депутаты народа не являются и не могут быть его представителями: они только его доверенные». Ibid. Кн. III. Гл. XV.

Ibid. Кн. I. Гл. VI.

Contrat social. Кн. I. Гл. III.

Ibid. Кн. I. Гл. II.

Ibid. Кн. I. Гл. V и VI.

Ibid. Кн. I. Гл. VI.

Ibid. Кн. 1. Гл. V. Эти выражения встречаются также у Боссюе и Гоббса; безразлично, Боссюе ли заимствовал их у Гоббса вместе с некоторыми идеями своей Политики, как полагали некоторые (G. Lanson. Bossuet), или скорее, как мы полагаем, и Боссюе, и Гоббс говорили самостоятельно, пользуясь политическим языком своего времени.

Ср. особенно Taine. Origines de la France contemporaine, l’Ancien Regime (C. 321) и A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 108).

Contrat social. Кн. I. Гл. IV.

Ibid. Кн. II. Гл. IV.

Contrat social. Кн. II. Гл. V.

Ibid. Кн. I. Гл. IX.

Ibid. Кн. I. Гл. IX.

Ibid. Кн. I. Гл. VIII.

Ibid. Кн. I. Гл. VIII.

Ibid. Кн. I. Гл. VIII.

Contrat social. Кн. I. Гл. VIII: «Переход от естественного состояния к гражданскому производит в человеке весьма замечательную перемену, заменяя в его поведении инстинкт справедливостью…»

Contrat social. Кн. IV. Гл. VIII.

Ibid. Кн. I. Гл. IV.

Ibid. Кн. IV. Гл. VIII.

Ibid. Кн. IV. Гл. VIII.

См. далее. Кн. III. Гл. II.

Contrat social. Кн. II. Гл. VII.

«Одним словом, необходимо, чтобы он (законодатель) отнял у человека его собственные силы и дал ему чужие, которыми он не мог бы пользоваться без посторонней помощи. Чем полнее эти естественные силы умирают и уничтожаются, тем больше и крепче становятся приобретенные вместо них…» Contrat social. Кн. II. Гл. VII.

Ibid. Кн. II. Гл. VII.

Ibid. Кн. II. Гл. VII.

Ibid. Кн. II. Гл. X.

«Великая душа законодателя – настоящее чудо, которое должно свидетельствовать об его миссии». Contrat social. Кн. II. Гл. VII.

Ibid. Кн. III. Гл. XV.

Ibid. Кн. III. Гл. IV.

Недостаточно отмечено старание Руссо придать в Общественном договоре большую точность некоторым терминам политического языка, употреблявшимся до тех пор в неопределенном и изменчивом значении. Впрочем, это стремление довольно часто приводит его к излишним тонкостям. См. определения: государя – Кн. 1. Гл. VI, VII; государства (недостаточно содержательное) – Кн. I. Гл. VI и Кн. III. Гл. II; правительства – Кн. III. Гл. I. – Ср. в Письмах с горы (Lettres écrites de la Montagne. 4. 1-я. Письмо V) то место, где сам Руссо указывает свое намерение. Он говорит, что хотел в Общественном договоре «фиксировать точный смысл выражений, которые нарочно оставляли неопределенными, чтобы, смотря по необходимости, придавать им любое значение по своему желанию». И прибавляет (loc. cit.): «Вообще, руководители республик ужасно любят пользоваться языком монархий. Из любви к терминам, которые кажутся священными, они мало-помалу научаются делать вещи, обозначенные этими терминами».

См. его суждение об историческом духе и методе: Esquisse d’un tableau historique des progrès de I'esprit humain, изд. Agasse, 10-я эпоха (C. 254).

Ibid. 10-я эпоха. C. 338.

Ibid. 10-я эпоха. C. 281 и 340.

Esquisse, 10-я эпоха. С. 238.

Ibid. 10-я эпоха. С. 240.

Ibid. 10-я эпоха. С. 281.

Ibid. 9-я эпоха. С. 278.

Ibid. 9-я эпоха. С. 240.

Esquisse, 9-я эпоха. С. 240.

Metaphysik der Sitten, Rechtslehre. Часть 1-я. Гл. III, § 41.

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 44.

Rechtslehre. Прибавление к Введению.

Ibid. Прибавление к Введению.

Rechtslehre. Введение, § Е.

Антитеза Rechtstaat и Polizeistaat, впрочем, очень употребительна в Германии.

Rechtslehre. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 43.

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 43.

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 44.

Rechtslehre. Часть 2-я, 1-й отд., § 47.

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 47.

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.

«Не следует понимать под этим благосостояние и счастье граждан, ибо весьма возможно, что эта цель достигается гораздо вернее и удобнее, как предполагает и Руссо, в естественном состоянии или при деспотическом правлении: я имею в виду состояние наибольшего согласования государственного строя с принципами права – состояние, к которому в силу категорического итератива заставляет нас стремиться разум». Rechtslehre. Ч. 2-я, 1-й отд., § 49.

Ibid. Часть 2-я. Allgemeine Anmerkung А.

Ibid, loc. cit. – Ср. статью, озаглавленную Ueber den Gemeinspruch: das mag in der Theorie richtig sein… etc. (Сочинения. T. VIII. C. 208. Rosenkranz).

Ibid. Часть 2-я. Allgemeine Anmerkung А и E.

Rechtslehre, loc. cit.

Vom Verhältniss der Theorie zur Praxis im Staatsrechte (Uber den Gemeinspruch, II).

Кант рисует, однако, род идеального «республиканского правления» и полагает, что правительство должно стремиться к нему. См. Rechtslehre, § 52.

Beiträge zur Berichtiguhg der Urtheile des Publicums über die f ranzösische Revolution, 1793. (Сочинения. T. VI).

Beiträge. Кн. 1. Гл. 1. C. 87.

«Руссо, которого вы не перестаете называть мечтателем даже в тот момент, когда его мечты осуществляются перед нашими глазами, слишком щадил вас, эмпирики! В этом была его ошибка». Beiträge. Eineleitung (C. 71).

Ibid. Кн. I. Гл. 1 (C. 83).

Ibid. Кн. I. Гл. 1 (C. 83).

Ibid. Кн. I. Гл. 1 (С. 86).

Beiträge. Кн. 1. Гл. 1 (С. до).

Ibid. Кн. 1. Гл. 1 (С. 103).

Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 117).

Ibid. Кн. 1. Гл. III (С. 119).

Beiträge. Кн. 1. Гл. III (С. 127).

Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 132).

Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 132).

Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 133).

Beiträge. Кн. 1. Гл. III (С. 135).

Ibid. Кн. 1. Гл. III (С. 148).

Ueber die Bestimmung des Gelehrten. (Сочинения. T. IV. C. 306).

Espinas. Histoire des Doctrines économiques (C. 135 и след.).

Histoire des Doctrines économiques (C. 165).

Ibid (C. 241 и след.).

An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations (1776, цитир. изд. 1828 г., Эдинбург – Лондон).

Inquiry (T. III, см. всю 4 книгу).

Ibid (T. III. C. 160).

Ibid (T. II. C. 276).

Ibid (T. II. С. 276).

Inquiry (T. II. С. 121).

Ibid (T. II. C. 121).

Ibid (T. III. C. 160). К этим трем обязанностям Смит присоединяет (Кн. V. Гл. 1. Отд. 4) некоторые издержки, которые государю приходится делать «для поддержания своего достоинства».

Ренувье вполне осветил этот пункт в серии своих этюдов по истории идеи прогресса. См. далее: Кн. V. Гл. III.

Влияние Декарта на французскую науку конца XVIII века было справедливо отмечено у Picavet. Les Idéologues. См. в особенности этюд о Кабанисе.

См. Brunetière. Etudes sur le XVII siècle, Cartésiens et Jansénistes.

Tocqueville. L'Ancien Régime et la Révolution (C. 239–240).

См. в Philosophische Monatshefte (октябрь, 1869) статью Э. Бусса: Монтескье и Декарт, где автор указывает, что некоторые взгляды Персидских писем и Духа Законов заимствованы у Декарта или непосредственно, или чрез Мальбранша.

См. у Edme Champion’a. L'Esprit de la Révolution (гл. 1), как мало обосновано мнение, по которому Монтескье и Руссо противополагаются друг другу: первый как представитель духа 1789 года, второй – якобинства. Ch. Nodier и Sainte-Beuve (loc. cit. C. 10. Прим. 2) уже давно установили любопытные черты сходства между Монтескье и Сен-Жюстом. Ср. по поводу картезианства Монтескье. Critique Philosophique, III год. 1-я часть (С. 55 и след.).

Mercier de la Rivière выбирает, между прочим, эпиграфом для своего сочинения следующий отрывок из Мальбранша: «Порядок есть незыблемый закон умов, и ничто не может быть правильным без сообразования с ним». Биографы Кене передают, что он, благодаря чтению Recherche de la Vérité, увлекся философией «до чрезвычайности, и это должно было отразиться на всех его произведениях». См. Notice sur la vie de Quesnay, в Collection des principaux économistes (Physiocrates. T. I. C. 6).

Condorcet. Esquisse, 9-я эпоха (C. 248).

Ibid. 9-я эпоха (C. 278).

De la Législation (C. 20 и след.).

См. Janet. Histoire de la Science politique dans ses rapports avec la Morale, 3-е изд. (T. II. C. 423) и Bouillier. Histoire de la Philosophie cartésienne, последнее издание (Т. II. C. 643).

Faguet. Le dix-hutième siècle, Rousseau (C. 301) и Les Grands MaItres du XVII siècle, ст. Fénélon.

См. J. Vuy. Origine des idées politiques de Rousseau, 2-е изд. Genève et Paris, V. Palmé, 1889.

Не знаю, указано ли кем-либо то место – в остальном довольно незначительное – Общественного договора, где Руссо упоминает о Декарте: «Народы обладают своего рода центробежной силой, посредством которой они постоянно действуют друг на друга и стремятся расшириться на счет соседей, подобно вихрям Декарта (Кн. II. Гл. IX).

Contrat social. Кн. IV. Гл. III.

Ibid. Кн. II. Гл. III.

Ibid. Кн. IV. Гл. II.

Espinas. Les Sociétés animales, 2-е изд. (Введение. С. 48).

См. речь Шенье в Réimpression du Moniteur. T. XVIII. C. 22 и след. Резюмируем вкратце дальнейший ход дела. Через день, 4 октября, Гюффруа добивается еще решения Конвента о помещении в Пантеоне находившегося в Кабинете древностей бюста Декарта работы Пажу. Затем вопрос забывается до 10 плювиоза, 4 года (1796) (Ibid. T. XXVII. С. 357). Секретарь Совета Пятисот читает письмо Института, напоминающее о декрете Конвента и требующее его исполнения. Шенье ставит себе в заслугу этот декрет и предлагает назначить комиссию, чтобы организовать перенесение с большою торжественностью. Его предложение принимается, и в комиссию назначаются Шенье, Грегуар и Дану.

L'Ancien Régime et la Révolution (C. 15 и 7).

Доказательства см. y Edme Champion’a. Esprit de la Révolution française. C. 170 и след, и особенно у Gazier. Etudes sur l’histoire réligiuse de la Révolution. Предисловие (C. 7, 8).

Dictionnaire philosophique (Voltaire) и l’Homme-Machine (La Mettrie) относятся к 1748 г.; Essai sur les Moeurs (Voltaire) – к 1753; Esprit (Helvetius) – к 1758; Etrennes aux Esprits forts (Diderot) – к 1757. Последние томы Энциклопедии появляются в 1770 г. В них опять-таки провозглашается естественная религия. Catéchismes (Volney и Saint-Lambert), хотя и появляются в 1793 и 1796 гг., представляют собою, подобно EOrigine des Cultes (Dupuy), только популяризацию доктрин, считавшихся незыблемыми, но в действительности, уже подорванных.

A. Sorel. LEurope et la Révolution (T. I. C. 174–175).

De Bonald. Théorie du Pouvoir и De Maistre: Considérations sur la France.

См. Tocqueville. Mélanges (Сочинения. T. VIII. С. 65).

De l’influence attribuée aux philosophes, auxfrancs-maçons et aux illuminés sur la Révolution de France, соч. J. J. Mounier (перепечатано в 1822 г.).

A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 175–176).

Contrat social (Кн. IV. Гл. VIII). «Общество истинных христиан уже не было бы человеческим обществом…» «Истинные христиане созданы быть рабами…» Следует, во всяком случае, отметить, что Бейль сказал (Pensées sur la Comète): «Истинные христиане не могли бы образовать прочного государства». Вольтер (Idées républicaines, N XXXIX) сопоставляет слова Руссо и Бейля. Это действительно уменьшает значение положений Руссо, позволяя видеть в них только беглые суждения, которых так много в Общественном договоре.

Contrat social (Кн. IV. Гл. VIII). Правда, при условии различения «современного христианства» и «евангельского»; три указанных эпитета относятся только к последнему.

Ancient Law. London, 1894 (C. 87).

О влиянии Руссо в Германии см. Levy-Bruhl. Annales de l’Ecole libre des sciences politiques (1887).

Цитир. у Саго. Essai sur la vie et la doctrine de Saint Martin (C. 85).

Brunetière. Evolution de la Poésie lyrique (T. I).

Далее из I книги нашего труда будет видно, что этот упрек, у Бёрка например, современен фактам, к которым относится.

Особенно это сказывается у Тэна и в многочисленных работах с позитивистической тенденцией, посвященных этим вопросам. См. также Ferneuil. Les Principes de 1789 et la Science sociale.

Столь часто встречающиеся у писателей XVIII века ссылки на жизнь дикарей и нравы первобытного человечества не могут служить возражением против этого. История не много извлечет из их сочинений. Эти писатели видят дикарей и первобытных людей не такими, каковы они на самом деле, а такими, какими, по их мнению, должны были бы быть люди цивилизованные.

См. наше Заключение.

См. (Кн. У. Гл. III) критическое изложение взглядов Ренувье.

См. особенно Beudant. Le Droit individuel et l’Etat (C. 126, 127).

Esprit des Lois (Кн. XXIII. Гл. XXIX).

Conspiration de Babeuf (T. I. C. 9).

Адам Смит, действительно, дал только правило, а не меру, и при каждом новом случае (организация таких важных услуг, как почта, железные дороги и проч.) пришлось исследовать, приложимо ли правило. Распределение обязанностей между государством и частной инициативой не представляется совершенно ясным даже для учеников Смита.

Inquiry. Кн. V. Гл. I (T. III. C. 296).

Ibid (T. III. C. 300).

Ibid (T. III. C. 302).

Inquiry (T. III. C. 302). Следует (C. 304) место, где он противополагает страны, «в которых в упражнениях участвует незначительная часть нации», Швейцарии, более требовательной в этом отношении, и видимо симпатизирует швейцарской системе.

См. прекрасное место о необходимости просвещения в свободных странах. Ibid. Кн. V. Гл. I. С. 305.

Ср. Ibid (T. III. С. 304–305). Необходимо привести подлинные слова, высокая мораль которых тем поразительнее, что подобный тон очень редок в книге. «Трус или человек, не способный защищать себя или отомстить за нанесенную ему обиду, лишен одного из существеннейших свойств человеческой природы. Он такой же нравственный урод и калека, как человек, лишенный какого-либо существенного члена или потерявший способность владеть им». И далее, через несколько строк: «Если бы даже воинственный дух народа оказался совершенно бесполезен для защиты общества, то уже одной заботы о предохранении всей массы народа от такого нравственного безобразия… достаточно, чтобы обратить на себя серьезное внимание правительства».

Бюре, о котором будет речь далее (Кн. II), ясно видел, что Смит далеко не разделяет преувеличений своих учеников в этом пункте. Ср. также примечания Ад. Бланки к фр. изданию Богатства народов и Renouvier: Critique Philosophique, 2-й год. I-я часть (С. 36).

Contrat social (Кн. II. Гл. XII).

Этюд Hornung’a о политических идеях Руссо в собрании публичных лекций под заглавием Rousseau jugé par le Genévois (C. 144).

Esquisse d’un tableau des progrès de Vesprit humain, ю-я эпоха (C. 246).

Ibid (C. 246).

Ibid (C. 247).

Ibid (C. 248).

Ibid (C. 248).

Ibid (C. 339).

Esquisse (С. 339).

Ibid (C. 339).

Ibid (C. 340).

Ibid (C. 340).

Ibid (C. 341).

Ibid (С. 344).

Ibid (С. 344).

Esquisse (С. 345 и след.). – Ср. Мемуары Кондорсе по народному образованию (Сочинения. H. Arago. T. VII. С. 167–437) и его Доклад в Законодательном собрании (апрель, 1792).

Deprimis socialismi germanici lineamentis, латинская диссертация Jaurès’a (C. 35–37).

Rechtslehre, часть 2-я, Allgemeine Anmerkung, § C.

См. особенно Rechtslehre и мелкие статьи, озаглавленные: Was ist Aufklärung и Ueber den Gemeinspruch: «Das mag in der Theorie richtig sein, taugt aber nicht für die Praxis» (Сочинения. T. VII, l).

Ср. Francis Decrue. Les Idées politiques de Mirabeau (C. 34 и след.). Эта идея тогда была очень распространена. В адресе граждан города Нанта Национальному собранию я прочел: «Чтобы освободиться от ярма, так долго тяготевшего над ним, французский народ должен дать наибольший простор исполнительной власти». Archives parlementaires, I-я серия (T. VIII. С. 203).

Bardoux. Les legistes, leur infl uence sur la societe francaise (С. 288 и след.).

Луи Блан. Histoire de la Révolution française.

Ст. 6. «Политическое тело обязано давать каждому человеку средства к существованию путем ли собственности или труда, или взаимопомощи». Target в Projet de déclaration-Archives parlementaires, I-я серия (T. VIII. C. 288).

Заседание 3 августа 1789 года. Малуе говорит о порядке прений… «Особенно заслуживает вашей поддержки недостаточный, состоящий на жаловании класс, живущий только своими услугами и работой. Для него именно нужно обеспечить средства к существованию и труд… Таков предмет двух предложений, которыми я кончаю: труд и пропитание, основанные на обязанностях общества к нуждающимся в них и на огромных средствах нации, которыми она может обеспечить и то и другое». Archives parlementaires, I-я серия (T. VIII. С. 339).

Заседание 27 июля 1789 года. Archives, I-я серия (T. VIII. С. 285).

Archives, I-я серия (T. VIII. С. 254).

Ibid, (T. VIII. С. 426).

Archives, I-я серия (T. VIII. С. 259).

Позднее Сиэйс дал другую формулу, которая довольно хорошо выражает сущность демократического правления: «Отправным пунктом этого политического движения в свободной стране может быть только свободная нация в ее первичных собраниях;конечный пункт его-народ, пользующийся благодеяниями закона». Речь s-го термидора, III года. Цитировано по A. Bigeon. Sieyès, l’homme, le constituant (C. 154).

«Должно быть создано и организовано главное учреждение общественной пользы для воспитания покинутых детей, облегчения участи немощных бедняков и доставления работы здоровым беднякам, которые сами не могут ее добыть».

«Должно быть введено и организовано общественное образование, бесплатное в той части, которая обязательна для каждого человека» (Конституция 1791 года, статья I).

«Общественная помощь есть священный долг. Общество обязано давать пропитание несчастным гражданам, или снабжая их работой, или обеспечивая средства к существованию тех, кто не в силах работать».

«Образование необходимо для всех. Общество должно всеми силами благоприятствовать прогрессу умственного развития и сделать образование доступным всем гражданам» (Статьи 21 и 22 Декларации прав 1793 года).

«…для того, чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и бесспорных принципах, всегда способствовали поддержанию конституции и счастию всех».

Beudant. Le Droit individuel et l’Etat (C. 154).

Cм. Проект Декларации Thouret (ст. I). Archives parlementaires, I-я серия (T. VIII. С. 325); Проект Ch. François Bouche’a, ст. 2. Ibid (T. VIII. C. 400); Проект Rabaud Saint-Etienne’a, ст. 1. Ibid (T. VIII. C. 406); Проект Сиэйса, ст. i, 2 и 3. Ibid (T. VIII. C. 4 22); Проект Gouges-Carton’a, ст. 1. Ibid (T. VIII. C. 428).

Стремление избегать метафизики крайне сильно у публицистов и ораторов Конституанты, унаследовавших в этом отношении предубеждения Вольтера и энциклопедистов. Ср. речи: Мунье (Archives, I-я серия. T. VIII. С. 231); Варнава (Ibid. С. 322); Малуе (Ibid. С. 323); маркиза де Силлери (Ibid. С. 340); Гара (Ibid. С. 394); Лалли-Толландаля (Ibid. С. 458) и проч.

Archives, I-я серия (T. VIII. С. 216).

Emile Montégut. Libres opinions (C. 204). См. весь отрывок, очень содержательный.

Он прибавляет, впрочем: «и сделать его по возможности счастливым». Archives, I-я серия (T. VIII. С. 406).

См. со стороны индивидуалистов особенно: Laferrière. Histoire des Principes, des Institutions et des Lois pendant la Révolution française, a со стороны социалистов: Louis Blane. Histoire de la Révolution française.

См. далее нашу кн. IV, гл. I.

См. особенно Rocquain. L’Esprit révolutionnaire, avant la Révolution.

Доказательства см. у A. Sorel’a. L’Europe et la Révolution (T. I. Кн. I).

Доказательства этого см. y Edme Champion’a. EEsprit de la Révolution française. Гл. V.

Les Ruines. Главы XVII и XVIII.

Edme Champion. L’Esprit de la Révolution française (C. 219–221).

Ibid (C. 224). – Cp. Gazier. Etudes sur l’histoire religieuse de la Révolution française (Предисловие. C. VIII).

La Propriété d’après le Code civil (Collection des Petits Traités de 1 Académie des sciences morales et politiques. C. 113).

La Propriété d’après le Code civil (C. 123).

L'Ancien Régime et la Révolution (C. 89, 308–309).

Les Origines de la France contemporaine, le Régime moderne (T. II).

De Bonald. Discours préliminaire à la Législation primitive (Сочинения. T. II. C. 250).

Полного собрания сочинений Сен-Мартена нет. Вот заглавия и даты главных произведений, в которых изложены его политические взгляды: Des Erreurs (1775). Lettre à un ami, ou Considérations politiques, philosophiques et religieuses sur la Révolution française, an III (1795). Eclair sur l’association humaine, an IV (1796). Réflexions d’un observateur sur la question posée par l’Institut: Quelles sont les institutions les plus propres à fonder la morale d’un peuple? an VI (1798).

Des Erreurs et de la Vérté (C. 270).

Lettre à un ami (C. 51).

Ibid (C. 62 и след.).

Ibid (C. 60).

Caro. Essai sur la vie et la doctrine de Saint-Martin (C. 277).

Des Erreurs et de la Vérté (C. 283).

Considérations sur la France (1796). Essai sur le principe générateur des constitutions politiques et des autres institutions humaines (1810). Les Soirées de Saint-Pétersbourg (1821). Du Pape (1819).

По частному вопросу об отношении Жозефа де Местра к Сен-Мартену см. Саго: Essai sur la vie et la doctrine de Saint-Martin (C. 282 и 283) и Sainte-Beuve: Portraits littéraires (T. II. C. 422–454).

Ibid (T. I. C. 213).

Essai sur le principe générateur des constitutions (C. 3).

Considérations sur la France (C. 106).

«Революция увлекала за собой людей, а не наоборот». «Чем более всматриваешься в наиболее активных, по-видимому, деятелей революции, тем более находишь в них чего-то пассивного и механического». Considérations sur la France (C. 9).

Де Местр доказывает бытие Бога фактом революции, как янсениты-существованием ересей и неверия. Тем, кто не хотел бы видеть в революции руки Провидения, он отвечает: «Первое условие революции по повелению свыше заключается в том, что ничто не может ее предупредить, и никто не в состоянии ей помешать». Considérations sur la France (C. 4).

Essai sur le principe générateur (C. 65–66).

Ibid (C. 82). «Можно быть уверенным, что такие название и предмет очень скоро исчезнут».

Du Pape (T. I. C. 2).

Essai sur le principe générateur (C. 38).

Du Pape (Сочинения. T. I. С. 333 и след.).

Ibid (T. I. С. 2).

Théorie du pouvoir politique et religieux dans la société civile (1796). Essai analytique sur les lois naturelles de Vordre social (1817). Législation primitive considérée dans les derniers temps par les seules lumières de la raison (1821).

Discours préliminaire à la législation primitive (Сочинения. T. II. C. 145).

Législation primitive (Сочинения. Т. II. C. 109).

Ibid. Гл. VIII (Сочинения. T. II. C. 408).

Théorie du pouvoir. Предисловие (Сочинения. T. XIII. С. 3).

Législation primitive. Гл. VIII (Сочинения. Т. II. С. 405–406).

Théorie du pouvoir. Предисловие (Сочинения. T. XIII. С. 3).

Observations sur un écrit de Condorcet (Сочинения. T. XIV. C. 488).

Introduction à la démonstration du principe constitutif des sociétés (Сочинения. T. XII. C. 65).

Observations sur un écrit de Condorcet (Сочинения. T. II. C. 461).

Discours préliminaire à la législation primitive (Сочинения. T. II. C. 117).

Пруссия.

Législation primitive. Гл. IX (Сочинения. T. III. C. 82–83).

Ibid. Гл. XII (Сочинения. T. III. C. 100).

Essai sur les institutions sociales dans leur rapport avec les idées nouvelles (1818). Essais de palingénésie sociale (1827–1828).

Essai sur les institutions sociales (Сочинения. T. II. C. 220, 222, 293); Palingénésie, I-я часть (Сочинения. T. IV. C. 37).

Essai (Сочинения. T. II. C. 282).

Ibid (Сочинения. T. II. C. 234).

Ibid (Сочинения. T. II. C. 75).

Ibid (Сочинения. T. II. C. 133, 136).

Essai sur les institutions sociales (Сочинения. T. II. C. 48).

Ibid (Сочинения. T. II. C. 50). – Ср.: «Человек является человеком лишь вследствие своего симпатического сосуществования с остальными людьми». Palingénésie, I-я часть (Сочинения. T. IV. С. 37).

Ibid (Сочинения. T. II. С. 21).

Ibid (Сочинения. T. II. С. 71). – Ср. Palingénésie, 5-ю часть (Сочинения. T. IV. С. 148) и 3-ю часть (Сочинения. T. IV. С. 370–371).

Ibid (Сочинения. T. II. С. 182).

Ibid (Сочинения. Т. II. С. 212–213, 225 и след.).

Palingénésie, часть 2-я (Сочинения. T. IV. С. 169).

Ibid, часть 2-я (Сочинения. T. IV. С. 168).

Ibid, часть 2-я (Сочинения. T. IV. С. 169).

Ibid, часть 3-я (Сочинения. T. IV. С. 290).

Ibid, часть 3-я (Сочинения. T. IV. С. 299).

«Когда хотят, вопреки прогрессу, сохранить устаревшие формы, тогда последние противоречат природе, т. е. Провидению, отрицают божественное право». Ibid, часть 3-я (Сочинения. T. IV. С. 341).

Essai (Сочинения. Т. II. С. 416).

Palingénésie, часть 2-я (Сочинения. T. IV. С. 224–228).

Ibid, часть 3-я (Сочинения. T. IV. С. 349).

Ibid, часть 2-я (Сочинения. T. IV. С. 283).

Essai (Сочинения. Т. II. С. 37) и гл. VII (Сочинения. Т. II. С. 197).

Palingénésie, часть 2-я (Сочинения. T. IV. С. 278).

Réflexions diverses (Сочинения. T. IV. С. 392).

Palingénésie, часть 3-я (Сочинения. T. IV. С. 369).

La religion dans ses rapports avec l’ordre civil et politique (1826). Des progrès de la Révolution et de la guerre contre l’Église (1829).

О политике Ламенне см. у Janet: La philosophie de Lamennais и y E. Spuller’a: Lamennais.

Mélanges religieux et philosophiques (C. 212).

Des progrès de la Révolution (C. 58).

Ibid (C. 93).

Статья из Avenir (дек. 1830), в Journaux et Articles (C. 204). – Cp. Progrès de la Révolution (C. 214–215).

Journaux et Articles (C. 204).

Des progrès de la Révolution (C. 136).

Луи де Галлер, швейцарец по происхождению, написал сначала по-немецки свое главное сочинение, и немецкие историки политической науки считают его одним из представителей немецкой теократической мысли. Но не следует забывать ни того, что он служил во Франции, ни того, что он сам напечатал французское издание своей книги: Restauration de la Science politique ou Théorie de l’état social naturel, opposé à la fiction d’un état civil factice, 1824 г. (З тома, in 80; перепечатано в 1875 г. Paris, Vaton. 6 т., in 80), ни того, что эта книга пользовалась популярностью во Франции. О Галлере см. превосходное сочинение: Robert von Mohl. Die Geschichte und Literatur der Staatswissenschaften (T. II. C. 259 и след.).

Restauration de la Science sociale. Введение (T. I. C. 9).

Restauration de la Science sociale (T. III. C. 435).

Ibid (Т. II. C. 443).

Ibid (T. II. C. 95). Галлер намерен бороться с революцией во имя «прав слабого».

Ibid (Т. I. С. 543).

Ibid (Т. II. С. 426).

Ibid (Т. II. С. 428).

Ibid (Т. I. С. 548).

Restauration de la Science sociale (T. I. C. 592).

Ibid (T. I. C. 541). Cp. T. I. C. 399–400, где Галлер, как указывает Эспинас, цитирующий это место (Les sociétés animales. Введение. C. 65), говорит об «обществах животных». Но не следует забывать, что природа, о которой говорит Галлер, как и природа де Местра, представляет совокупность второстепенных причин, служащих орудиями Божества (Considérations sur la France. C. 149).

Ibid (T. III. C. 11).

Ibid (T. I. C. 556).

Ibid (T. I. C. 567). и Ibid (T. I. C. 595).

Ibid (Т. I. С. 595).

Restauration de la Science sociale (T. II. C. 102). Cp. Jèzd. C. 103, любопытное примечание о дезертирах. Галлер осуждает революцию, между прочим, и за патриотизм. Не следует забывать, кроме того, что он должен был покинуть родину и служить во Франции.

Ibid (T. II. С. 12–14).

Ibid (Т. II. С. 79).

Ibid (Т. III. С. 68).

Ibid (T. II. C. sog).

Ibid (T. II. C. 248).

Restauration de la Science sociale (T. II. C. 318).

Ibid (Т. II. C. 364, 392–393).

Ibid (Т. II. С. 87–94).

Ibid (T. III. C. 237).

Ibid (T. III. C. 233).

Ibid (Т. II. C. 446).

Ibid (T. I. C. 484; T. III. C. 46–64).

Ibid (T. I. C. 511).

Restauration de la Science sociale (T. III. C. 434).

Галлер указывает на печальное однообразие во Франции после революции и противопоставляет ему удивительное разнообразие учреждений старого порядка (Ibid. T. III. С. 438 и 448). О подобных же выражениях у Ройе-Коллара см. кн. III, гл. 1 настоящего сочинения.

См. особенно Restauration de la Science sociale (T. I. C. 548).

Ibid (T. I. C. 436).

Ibid (T. III. C. 4).

Кузэн в своих Fragments et Souvenirs (C. 127) рассказывает, что, будучи в 1816 г. в Берлине, он встретил там Ансильона, погруженного в сочинение Галлера; вместе с тем он прибавляет, что первый том этого сочинения «имел сначала огромный успех в Германии».

De Bonald. Discours préliminaire à la législation primitive (Сочинения. T. II. C. 48).

Faguet. Politiques et Moralistes du XIX siècle. Предисловие (C. 14).

Théorie du pouvoir (Сочинения. T. XIII. C. 15).

Législation primitive. Discours préliminaire (Сочинения. Т. II. C. 128).

De Maistre. Essai sur le principe générateur des Constitutions.

Ballanche. Essai (Сочинения. T. II. C. 77–79).

Législation primitive (Сочинения. T. III. C. 132).

Ibid (Сочинения. T. III. C. 133).

Législation primitive (Сочинения. T. II. С. 229).

Taine. Histoire de la Littérature anglaise (T. V. C. 268).

Stuart Mill. Dissertations and Discussions (T. I. C. 363).

Bentham. Fragment on Governement (1776). Sophismes anarchiques. Traité de législation civile et pénale (опубликов. Дюмоном. Париж, 1801).

Dumont. Discours préliminaire к Traité de Législation (T. I. C. 23).

Pollock. An Introduction to the History of the science of politics (C. 109).

О Прайсе, Пристлее и их отношениях к Руссо см. уже цитированное сочинение: Leslie Stephen. English Thought in the Eighteenth Century (T. II. C. 254 и след.).

Traité de Législation. Гл. XIII (T. I. C. 139).

Traité de Législation. Гл. XIII (T. I. C. 133).

Traité de Législation. Гл. XIII (T. I. C. 136).

Ibid. Гл. XIII (T. I. С. 135). Sophismes anarchiques (T. II. C. 355).

Traité de Législation. Гл. XIII (T. I. C. 155).

Traité de Législation. Гл. XIII (T. I. C. 118–120).

Traité de Législation. Гл. XIII (T. I. C. 131).

Sophismes anarchiques (T. II. C. 300).

Traité de Législation (T. II. C. 4–5).

Sophismes anarchiques (T. II. C. 297).

Об этом периоде в истории английской мысли см. Leslie Stephen: English Thought (T. II. C. 168 и след.).

Traité de Législation. Discours préliminaire (T. I. C. XVI).

Traité de Législation. Гл. IV (T. I. C. 24).

Ibid. Discours préliminaire (T. I. C. XXVIII).

Q теории суверенитета у Остина и его отношениях к взглядам Бентама см. глубокомысленный этюд Maine’a: Lectures on the Early History of Institutions. London, 1875 (C. 342 и след.).

См. далее кн. III и кн. V.

Reflections on French Revolution (1790), Letter to a member of National Assembly (1791), Thoughts on French affairs (1791).

Oeuvres posthumes de Burke sur la Révolution française (Лондон, 1799. C. 42).

L'Ancien Régime et la Révolution (Кн. I. Гл. III).

Reflections on French Revolution (франц. перев. Париж, изд. Laurent’a, без даты. С. 422 и след.). – Gm. Ibid (C. 31), его замечание о числе легистов, вошедших в Конституанту, и об их деятельности.

Цитировано по John Morley: Burke, в собрании Englishmen of Letters (C. 84).

Сближая здесь Берка с теократами, я отнюдь не забываю разделяющих их отличий. T. de Rémusat метко указал эти отличия (L'Angleterre au XVIIIsiècle. T. II. C. 393), говоря, что «Берк задохнулся бы при режиме де Бональда и графа де Местра».

Reflections, франц. перев. (С. 123).

Ibid. С. 180.

Reflections. С. 125.

Ibid. С. 203.

Ibid (С. 23–25, 120).

Ibid. С. 117.

Ibid. С. 23.

Reflections (С. 203).

Ibid. С. 206.

Ibid. С. 361.

Ibid (C. i8o).

Ibid. C. 181. Вся эта страница очень любопытна.

Ibid (С. 181).

Reflections. С. 125.

Ibid (С. 126).

Ibid (С. 58).

Reflections. С. 63.

Ibid (С. 64–65, 131 и особенно 178). «В Англии мы еще сохранили свои собственные внутренности… Нас еще не выпотрошили и не зашили, набив, подобно чучелам какого-нибудь музея, соломой, тряпками и скверными и грязными лоскутами бумаги о правах человека…» Ср. отрывок из речи Берка, цитируемый Джоном Морлеем (John Morley. Burke. C. 85). Там говорится о естественном ходе вещей, которые, будучи предоставлены самим себе, обыкновенно находят соответствующий им порядок. «The natural operation of things, which, left to themselves, generally fall into their proper order».

О влиянии Берка см. John Morley, цитированное сочинение (С. is, 14–15).

См. далее (Кн. III. Гл. II).

См. далее (Кн. V. Гл. I).

Das Recht des Besitzes (1803). Vom Beruf unserer Zeit für Gesetzgebung und Rechtswissenschaft (1814). Zeitschrift für geschichtliche Rechtswissenschaft (1815). Geschichte des römischen Rechts im Mittelalter (1815–1831). Wermisсhte Schriften (1850).

Не раз указывали, что идеи Берка, нашедшие в Германии пропагандистов в лице Брандиса и Реберга, могли оказать влияние на развитие немецкой исторической школы. См. особенно: Ahrens. Cours de droit naturel (T. I. C. 54, примечание).

См. особенно R. Haym. Die romantische Schule, где немецкая реакция против французской философии XVIII века изучена подробно. С тем же идейным течением связаны, кроме работ Гердера, работы Гуго, братьев Гриммов, Крейцера, Нибура, оказавшие на Савиньи непосредственное влияние.

Thibaut издал в начале 1814 г. брошюру Ueber die Nothwendigkeit eines allgemeinen bürgerlichen Rechts für Deutschland. О полемике между Савиньи и Тибо см. Приложение, помещенное Савиньи в конце 2-го издания его работы Vom Beruf (изд. 1828 г.).

Vom Beruf (C. 5).

«В наше время признано, что все люди жили сначала в диком состоянии, из которого вышли путем постепенного развития и достигли сначала сносных условий существования, а затем той высоты, на которой мы находим их в настоящее время». Ibid (С. 5).

Ibid (С. 5).

Vom Beruf (С. 7).

Ibid (C. 7–8).

Ibid (C. 8).

Ibid (C. 9).

Savigny. System des heutigen römischen Rechts (Кн. I. Гл. II, § g).

Так, де Бональд и де Местр говорят: «Человек не является законосоздателем, а только законодателем, в том смысле, что он вносит в среду общества закон, созданный не им; а Савиньи, обвиненный своими противниками (фон Гоннером) в отрицании прав государя, заявляет, что государь сохраняет одну прерогативу: санкционировать своим авторитетом право, которое создается без него и помимо него.

Равным образом как де Бональд борется якобы во имя истинных вольностей, гарантированных, по его мнению, старофранцузской конституцией, против ложных революционных вольностей, служащих источником угнетения и рабства, так Савиньи защищается от упрека в покушении на индивидуальную свободу. System des heutigen römischen Rechts (T. I. C. 25).

Pollock. Oxford Lectures, and other Discourses (C. 42).

См. далее (книги III и V).

Аренс справедливо говорит: «Историческая школа считала римский народ в некотором роде избранным народом, создателем права и хотела сделать из римского права универсальный кодекс, годный для всех народов; между тем это право должно было только служить средством воспитания и войти в юридическую культуру новых народов как элемент ассимиляции». Cours de Droit naturel (T. I. C. 56).

Mackintosh, например, в своем ответе Берку, озаглавленном «Апология французской революции» (франц. пер. С. 104), упрекает его за прославления простого «дела случая».

Во Франции, например, Lerminier (Introduction à l’Etude du Droit. C. 236). Это сочинение местами устарело, но сохраняет значение как драгоценный документ для суждения о влиянии немецкой мысли на французскую в то время (1830). Лерминье хорошо осведомлен обо всем, что касается Германии. Ему даже пришлось защищаться от обвинения в «германизме».

Ср. Critique philosophique, 1-й год (T. I. С. 323), статью Renouver.

Нижеследующие страницы стремятся верно передать мысль Гегеля, но не воспроизводят ни его терминологии, ни деталей. Я позволил себе сделать изложение простым и ясным.

Rechtsphilosophie, изданная Гансом в 1833 г. (T. IX Полного собрания сочинений).

Philosophie des Geistes, § 536. См. также Rechtsphilosophie, § 256–259.

Rechtsphilosophie, § 258. Zusatz.

Ibid, § 258.

Ibid, § 181–182.

Rechtsphilosophie, § 260. Ср. Philosophie des Geistes, § 538.

Philosophie des Geistes, § 540; примечание.

Ibid, § 542.

Rechtsphilosophie, § 272.

Rechtsphilosophie, § 279.

Philosophie des Geistes, § 545.

Rechtsphilosophie, § 279. Zusatz.

Нечего и говорить, что эти слова имеют у него не совсем такой смысл, как во французском политическом языке.

Rechtsphilosophie, § 300.

Philosophie des Geistes, § 545.

Ibid, § 544.

Philosophie des Geistes, § 542.

Rechtsphilosophie, § 321–329.

Philosophie des Geistes, § 547.

Philosophie des Geistes, § 548. См. также Rechtsphilosophie, § 330–339.

Rechtsphilosophie, § 340–342.

Rechtsphilosophie, § 273. См. также Philosophie des Geistes, § 541; примечание.

Philosophie des Geistes, § 540.

Ibid, § 503; примечание.

Rechtsphilosophie, § 27–35.

Philosophie des Geistes, § 539.

Ibid, § 539.

Cp. Der Geschlossene Handelsstaat (1800) и позднейшие политические сочинения Фихте.

Die Staatslehre und die Principien des Staatsrechts (1856).

Debidour. Histoire diplomatique de l’Europe (T. I. C. 114).

Декларация 26 сентября 1815 г. Ibid (T. I. C. 90–92).

Oeuvres de Saint-Simon et d’Enfantin (Париж, 1865–1878), 47 т., in 80. Oeuvres choisies de Saint-Simon, изданные Lemonnier (Брюссель, 1859–1861), 3 т., in 120. Пользование Сочинениями Сен-Симона и Анфантена крайне неудобно, поэтому я отдаю предпочтение Избранным сочинениям; не вошедшие же сюда сочинения цитирую по отдельным изданиям Olinde Rodrigues’a.

Так, Письма женевского обитателя уже заключают в себе идею разделения духовной и светской властей.

Мы будем заниматься преимущественно двумя первыми направлениями мысли Сен-Симона.

Lettres d’un habitant de Genève (Избранные сочинения. T. I. C. 3 и след.).

Introduction aux travaux scientifiques du XIX siècle (1807).

«Ньютон открыл закон всемирного тяготения несколько лет спустя после смерти Карла I. Я предвижу, я предчувствую, что очень скоро совершится великая научная революция». Ibid (Избранные сочинения. T. I. С. 57).

Introduction aux travaux scientifiques du XIX siècle (Избранные сочинения. T. I. C. 61).

См. восхваления Декарта. Ibid (Избранные сочинения. T. I. С. 68).

Ibid (Избранные сочинения. T. I. С. 59).

Ibid (Избранные сочинения. T. I. С. 164).

Ibid (Избранные сочинения. T. I. С. 175).

Travail sur la gravitation universelle (1813). (Избранные сочинения. T. II. C. 175).

Introduction aux travaux scientifiques du XIX siècle (Избранные сочинения. T. I. C. 111).

Mémoire sur la science de l’homme (1813). (Избранные сочинения. T. II. C. 147).

Уже Сен-Симон сравнивает (Memoire sur la science de l’homme. Избранные сочинения. Т. II. С. 105 и след.) развитие общества с развитием индивидуума и указывает (Lettres d’un habitant de Genève. Избранные сочинения. T. I. C. 31) на аналогию между социальным телом и организмом.

Introduction aux travaux scientifiques du XIX siècle (Избранные сочинения. T. I. C. 60); правда, дворяне, на которых он указывает, носят имена Коперника, Галилея, Бекона, Декарта, Ньютона и Лейбница.

Это заглавие IV главы (кн. I) его сочинения: Réorganisation de la Société européenne (1814) (Избранные сочинения. Т. II. C. 251 и след.).

Réorganisation de la Société européenne (Избранные сочинения. T. II. C. 276).

Ibid (Избранные сочинения. Т. II. C. 277).

Ibid (Избранные сочинения. Т. II. С. 278).

Подобная конституция имеет ценность «хорошего силлогизма». Réorganisation (Избранные сочинения. Т. II. С. 279)-

Réorganisation de la Société européenne (Избранные сочинения. T. II. C. 279).

Ibid. Кн. I. Гл. V и VI.

Catéchisme des industriels. 2-я тетрадь (Избранные сочинения. T. III. С. 126–127).

Ibid (Избранные сочинения. Т. III. С. 127)-

Ibid. I-я тетрадь (Избранные сочинения. T. III. С. 68). – См. эпиграф к Vues sur la Propriété et la Législation.

Ibid. 4-я тетрадь (Избранные сочинения. T. III. С. 197).

Catéchisme, I-я тетрадь (Избранные сочинения. T. III. С. 85 и юб).