Вы читаете фрагмент, купить полную версию на - litres.ru. Купить и за 40.00 руб.

6

Некоторые памятники упоминают о восходе Сотиса в определенный год определенного царствования, египетский календарь проводил различие между непостоянным календарным годом продолжительностью в 365 дней и фиксированным солнечным годом, то есть периодом, за который Солнце возвращается в одну и ту же точку на небе – 365,25 дня. Это то, что называется двойной датировкой, – дата правления синхронизируется с датами природных явлений. У современных астрономов есть таблицы, по которым они могут проследить точную траекторию Сотиса на протяжении всех прошлых лет. Следовательно, всякий раз, когда египетские документы отмечают разницу между гелиакическим восходом Сотиса и конкретным днем правления какого-либо царя, мы можем сказать, что разница возникла в такой-то точке на траектории Сотиса, в такой-то день такого-то года до нашей эры.

На данный момент египетские памятники открыли три двойные даты:

1. Календарь религиозных празднеств, высеченный в Элефантине при Тутмосе III, отмечает, что празднование восхода Сотиса выпадает на 28-й день месяца Эпифи вместо 1-го дня месяца Тота. Оно трактуется как гелиокальное восхождение, месяц и день названы, но год царствования Тутмоса, в который произошло это событие, не обозначен. Это придает всем расчетам приблизительный характер, если учитывать, что и о гелиокальном восхождении не говорится со всей определенностью. Согласно современным таблицам, оно прошло в течение 1474—71 г.д.н.э.

2. Папирус Эберса известный своим календарем, состоящим из двенадцати месяцев по тридцать дней в каждом, без всяких дополнительных дней в конце или в начале года. Таким образом, год составляет 360 дней. В соответствии с папирусом Эберса в девятый год правления Аменхотепа I восход Сотиса выпал на 9-й день Эпифи. Значит, это произошло в 1550—47 г.д.н. э. Следовательно, первый год правления Аменхотепа пришелся на 1558—55 г.д.н. э. и свое начало 18 династия ведет примерно с 1580 г.д.н. э. Тот факт, что календарь Эберса состоит не из 365, а из 360 дней, спутывает все расчеты, при которых разница в четверть дня за год становится основой для хронологического использования времени восхождения Сотиса.

3. В поселении строителей пирамиды одного из неназванных царей 12 династии ученые обнаружили документы, в одном из которых сообщается, что Сотис взойдёт 16-го числа 8 лунного месяца 7 года. Эту дату называют обычно Иллахунской или Кахунской. Ученые отнесли дату в седьмой год царствования пятого фараона 12 династии Сенусерта III, или и его сына Аменемхета III. Эта дата могла иметь место между 1882 и 1876 годами до н. э. Следовательно, первый год правления Сенусерта пришелся на период между 1888 и 1885 годами до н. э., а 12 династия началась примерно в 2000 г.д.н. э. По годам правления Сенусерта III определяется вся хронология Среднего царства. Но еще в 1966 г. специалисты указывали, что кахунские находки найденные без какой-либо привязки к историческим объектам не имеют значения для хронологии.

Египтологи предполагают, что начало «периода Сириуса» относится ко времени царствования правителя по имени Менофрес. Его обычно идентифицируют с фараоном Рамсесом I, которого также называли Менлехтирс, и считают началом 19 династии 1321 г.д.н.э., используя этот «надежный астрономический базис» для датировки основания Нового Царства. Возможно, «Менофрес» – это не Рамсес I (1321—18 г.д.н.э.), а Сети I (Мернептах) (1318—04 г.д.н.э.). Также возможно, «Менофрес» – это город Мен-Нофр, египетское название Мемфиса.

Гелиокальное восхождение Сириуса наступает в Фивах на четыре дня раньше, чем в Мемфисе, так как каждый градус северной широты означает появление южной звезды примерно на один день позже. Когда Сириус поднимается в первый день Тота в Мемфисе, его еще не видно в Саисе или Танисе в Дельте, в Фивах он виден уже на пятую ночь.

Олимпиодор, греческий ученый, который жил в Египте в пятом веке нашей эры объяснил, что дата восхождения этой звезды в Мемфисе была принята также и в Александрии. Объяснение Олимпиодора создает полную вероятность того, что Ме-нофр означает Мен-Нофр, или Мемфис.

На основании этих данных египтологи составили хронологию исторических событий Древнего Египта.